Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ровенко П.А., Ильиных Е.А.
при секретаре Чондановой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Болдырева Д.Я. о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю о снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности, по апелляционной жалобе Болдырева Д.Я. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 ноября 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя Болдырева Д.Я. - Евсеенко Е.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю Старинец Т.Н., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болдырев Д.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю (далее - Жилищная комиссия) о снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности, указав в обоснование своих требований, что решением Жилищной комиссии от 1 декабря 2004 года он и члены его семьи были включены в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий. Решением Жилищной комиссии от 29 сентября 2014 года заявитель исключен из соответствующего списка по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 6 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, указанное решение противоречит требованиям жилищного законодательства, поскольку в силу положений части 2 статьи 5 Федерального закона от 24 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях получения ими жилых помещений по договорам социального найма, могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным частями 1, 3-6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В настоящее время Болдырев Д.Я. проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 33,4 кв.м. совместно с женой - ФИО14 и несовершеннолетней дочерью ФИО13, то есть на одного члена семьи приходится 11,1 кв.м. общей площади жилого помещения, что меньше установленной учётной нормы. Следовательно, основания, по которым заявитель был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, не утрачены. Кроме того, факт нуждаемости заявителя и членов его семьи в улучшении жилищных условий подтверждается вступившим в законную силу решением Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28 февраля 2014 года, которым Болдыреву Д.Я. отказано в удовлетворении иска к УФСКН России по Приморскому краю о возложении обязанности предоставить жилое помещение. С учётом изложенного, заявитель просил суд признать незаконным решение Жилищной комиссии от 29 сентября 2014 года о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также обязать Жилищную комиссию восстановить нарушенное право путём включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании Болдырев Д.Я. и его представитель Евсеенко Е.Д. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель УФСНК России по Приморскому краю Кузьмина А.В. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявления.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Болдырев Д.Я., в поданной его представителем Евсеенко Е.Д. апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего гражданского дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Как следует из материалов дела, Болдырев Д.Я. проходил службу в УФСКН России по Приморскому краю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Жилищной комиссии от 1 декабря 2004 года Болдырев Д.Я. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. При постановке на учёт заявитель предоставил сведения о проживании совместно с ним в квартире общей площадью 33,4 кв.м., расположенной по адресу: "адрес", пяти членов семьи: жены - ФИО14, матери - ФИО9, бабушки - ФИО10, отца - ФИО11 и брата - ФИО12
Между тем согласно представленным в Жилищную комиссию в 2014 году выпискам из форм N 10 следовало, что в указанной выше квартире с июля 2013 года зарегистрированы по месту жительства только Болдырев Д.Я. и его несовершеннолетняя дочь - ФИО13 (л.д. 41), тогда как жена заявителя - ФИО14 с 4 мая 2001 года зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 50,2 кв.м., предоставленной по договору социального найма. Также в этой квартире зарегистрированы мать ФИО14 - ФИО15 (наниматель жилого помещения по договору социального найма) и брат - ФИО16 (л.д. 42).
Решением Жилищной комиссии, оформленным протоколом заседания комиссии от 29 сентября 2014 года N 2, Болдырев Д.Я. на основании пунктов 2, 6 части 1 и части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что на него и членов его семьи ( ФИО14 и ФИО13) приходится по 16,7 кв.м. общей площади жилых помещений, что превышает учётную норму для одного человека в г. Владивостоке (л.д. 35-36).
Отказывая в удовлетворении требований заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании указанного решения незаконным, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции Жилищной комиссии и в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Оснований не согласиться с данным выводом районного суда у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со статьёй 5 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом положений настоящей части.
Статьёй 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации и принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей соответствующим федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьёй 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Думы г. Владивостока от 29 сентября 2005 года N 94 "Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения в г. Владивостоке" соответствующая учётная норма в г. Владивостоке установлена в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации учётная норма предоставления жилых помещений в Приморском крае устанавливалась Постановлениями администрации Приморского края от 18 февраля 1994 года N 60 и от 20 сентября 1995 года N 481 в размере 12,5 кв.м. общей площади (7,5 кв.м. жилой) на одного человека, а также Постановлением Губернатора Приморского края от 2 августа 2001 года N 564 в размере 7,5 кв.м. жилой площади на одного человека.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из содержания пунктов 2 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Проанализировав содержание указанных нормативных правовых актов, оценив имеющиеся в деле доказательства, районный суд верно указал в решении, что поскольку на Болдырева Д.Я. и членов его семьи (дочь и жену) по состоянию на 29 сентября 2014 года приходилось по 16,7 кв.м. занимаемых ими помещений, Жилищная комиссия с учетом положений пунктов 2 и 6 Инструкции о порядке учёта нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений, утверждённой Приказом ФСКН России от 20 января 2009 года N 30, была вправе принять решение о снятии Болдырева Д.Я. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а также ранее предоставил недостоверные сведения относительно наличия у его супруги - ФИО14 жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что площадь "адрес" в "адрес", где зарегистрирована по месту жительства супруга заявителя - ФИО14, не должна учитываться при определении площади всех жилых помещений, занимаемых семьёй Болдырева Д.Я., несостоятельна, поскольку она основана на неверном толковании положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу содержания пунктов 3 и 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1995 года N 713, фактическое место жительства гражданина должно совпадать с тем местом, где этот гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Также не основан на положениях действующего законодательства довод апелляционной жалобы о том, что в качестве учётной нормы площади жилых помещений для лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", необходимо использовать нормы предоставления площади жилых помещений в собственность или по договору социального найма, предусмотренные статьёй 7 указанного Федерального закона (то есть в данном случае для семьи из трёх человек - 18 кв.м. на каждого члена семьи).
Понятия "учётной нормы" и "нормы предоставления жилых помещений" не являются тождественными, при этом, как уже указывалось выше, размер учётной нормы определяется в соответствии со статьёй 50 Жилищного кодекса Российской Федерации для каждого муниципального образования органом местного самоуправления.
То обстоятельство, что в решении Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28 февраля 2014 года, принятого по результатам рассмотрения искового заявления Болдырева Д.Я. к УФСКН России по Приморскому краю о возложении обязанности предоставить жилое помещение, имелось указание на то, что заявитель с 1 декабря 2004 года состоит на учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и что по стоянию на февраль 2014 года его право на улучшение жилищных условий УФСКН России по Приморскому краю не оспаривалось, не может свидетельствовать о незаконности обжалуемого решения Жилищной комиссии, принятого 29 сентября 2014 года.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке правильных выводов суда первой инстанции, а также к субъективному неверному толкованию положений действующего законодательства. Эти доводы несостоятельны и не могут являться основанием к отмене постановленного по делу решения.
По мнению судебной коллегии, материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Болдырева Д.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.