Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Завальной Т.Ю., Мельниковой О.Г.
при секретаре Сокур М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасанского района Приморского края в интересах Танцерева С.В. к администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Танцерева С.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 сентября 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения прокурора Нагайцевой Э.Е., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, представителя Танцерева С.В. - Ярошенко Т.М., представителя ответчика Филониной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Хасанского района Приморского края в защиту интересов Танцерева С.В. обратился в суд с иском к администрации Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что Танцерев С.В., ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района N 49 от 19 апреля 2010 года Танцерев С.В. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, распоряжением администрации Приморского края включён в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения. До настоящего времени жильё Танцереву С.В. не предоставлено. Просил возложить на администрацию Приморского края обязанность предоставить Танцереву С.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Хасанского муниципального района.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменном отзыве в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на отсутствие у администрации Приморского края финансовой возможности обеспечения Танцерева С.С. жилым помещением в настоящий момент.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Танцерева С.В.
Судом постановлено решение, которым на администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Танцереву С.В., как лицу из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Хасанского муниципального района.
С решением суда не согласился истец Танцерев С.В., им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения, поскольку о рассмотрении дела он не был извещён. Кроме того, полагает, что имеет право на получение сертификата на приобретение жилья либо предоставления жилого помещения по его последнему месту жительства в г. Партизанске.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что истец Танцерев С.В. не был надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания, что не позволило обеспечить состязательный характер судопроизводства.
В силу пункта 2 части 4 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Для устранения указанных недостатков судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 330, частью 5 статьи 330 ГПК Российской Федерации, в судебном заседании 10 марта 2015 года постановила перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. В связи с допущенными судом процессуальными нарушениями, а именно рассмотрением дела в отсутствие истца, не извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Истец Танцерев С.В. в судебное заседание не явился, содержится в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, о дне слушания извещён надлежащим образом.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил суд предоставить Танцереву С.В., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Хасанского муниципального района.
Представитель истца Танцерева С.В. в судебном заседании просила обязать ответчика предоставить Танцереву С.В. сертификат на приобретение жилого помещении в г. Партизанске. При невозможности предоставления сертификата - предоставить жилое помещение в г. Партизанске по месту последнего жительства истца.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований о предоставлении Танцереву С.В. жилого помещения в Хасанском муниципальном районе, пояснив, что Танцерев С.В., как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, состоит на учёте в качестве нуждающегося в получении жилой площади в администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района. Распоряжением администрации Приморского края, Танцерев С.В. включён в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением в Хасанском муниципальном районе. В настоящее время обеспечить жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений Танцерева С.В. не представляется возможным. Предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность в настоящее время законом не предусмотрено. Об изменении территории предоставления жилого помещения Танцерев С.В. не обращался.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьёй 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъект Российской Федерации в порядке, установленном законом Приморского края от 12 февраля 2013 года N 168-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края" формирует список лиц имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со статьёй 1 Закона Приморского края от 12 февраля 2013 года N 168-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" право на обеспечение жилыми помещениями имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
В силу статьи 2 названного Закона (с изменениями от 30 октября 2013 года) лицам, указанным в статье 1, предоставляются однократно по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования Приморского края благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений в виде домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования Приморского края и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства площадью жилого помещения не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края.
Из материалов дела следует, что Танцерев С.В. , ДД.ММ.ГГГГ является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Решением Хасанского районного суда Приморского края от 28 декабря 2007 года мать несовершеннолетнего - Танцерева В.В. лишена родительских прав. Отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери.
На основании постановления администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края N 49 от 19 апреля 2010 года Танцерев С.В. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Распоряжением администрации Приморского края Танцерев С.В. включён в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения.
В настоящее время Танцерев С.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей, сохраняет право на обеспечение жилым помещением в Хасанском муниципальном районе (распоряжения администрации Приморского края N 251-ра от 15 июля 2014 года, N 37-ра от 17 февраля 2015 года).
Право Танцерева С.В. на обеспечение жильём в порядке указанных норм, а также факт его не реализации до настоящего времени, ответчиком не оспаривается.
По учётным данным Отделения N 1 Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Приморскому краю Танцерев С.В. участие в приватизации жилого фонда в Хасанском муниципальном районе не принимал и в Управлении Росреестра по Приморскому краю отсутствуют сведения о правах Танцерева С.В. на объекты недвижимого имущества.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства, положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах заявленные прокурором Хасанского района Приморского края требования о возложении на администрацию Приморского края обязанности предоставить Танцереву С.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Хасанского муниципального района, подлежат удовлетворению.
Довод представителя Танцерева С.В. о необходимости возложения на ответчика обязанности выдать истцу свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отклоняется судебной коллегией, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрено предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод представителя Танцерева С.В. о предоставлении истцу жилого помещения в г. Партизанске, а не в Хасанском муниципальном районе, также не принимается судом апелляционной инстанции.
Из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) следует, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Указанная позиция изложена в разъяснениях, содержащихся в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Из материалов дела следует, что в льготную очередь нуждающихся в получении жилой площади Танцерев С.В. первоначально поставлен в администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района, несовершеннолетний был включён в сводный список администрации Приморского края по Хасанскому муниципальному району. В заявлении на имя прокурора Хасанского района от 14 февраля 2014 года с просьбой обратиться в суд в его интересах Танцерев С.В. собственноручно указал о предоставлении жилья именно в Хасанском районе.
Доказательств обращения Танцерева С.В. в администрацию Краскинского городского поселения о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении по Хасанскому муниципальному району, а также его обращения в соответствующий отдел по Партизанскому городскому округу о постановке на учёт, истцом и его представителем не представлено.
Один только факт регистрации истца по месту пребывания в доме N "адрес" в г. Партизанске не является доказательством его постоянного проживания в г. Партизанске. Как указано в справке N 20-Т30/523 от 28 апреля 2011 года, по указанному адресу Танцерев С.В. зарегистрирован без права проживания (л.д. 16). Иных доказательств, кроме свидетельства о регистрации по месту пребывания N 202 от 13 марта 2012 года, подтверждавших бы фактическое проживание Танцерева С.В. в г. Партизанске в материалы дела, суду апелляционной инстанции не представлены. Приложенная к апелляционной жалобе копия приговора в отношении Танцерева С.В. от 24 октября 2014 года с указанием его места жительства по адресу: г. Партизанск, "адрес" не свидетельствует о его постоянном проживании по указанному адресу. Из приговора следует, что Танцерев С.В. не имеет места регистрации и в доме опекуна проживал временно.
При таких обстоятельствах, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения требований представителя Танцерева С.В. о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Партизанском городском округе.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 сентября 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Хасанского района Приморского края в интересах Танцерева С.В. к администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Приморского края предоставить Танцереву С.В., ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края, на территории Хасанского муниципального района.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.