Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.
при секретаре Щур А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербина Т.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края о назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе Щербина Т.П. на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 26 декабря 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербина Т.П. обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края от 26.09.14 ей было отказано в удовлетворении заявления от 07.07.14 о назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды с 6 мая 1996 года по 9 мая 2001 года, с 10 мая 2001 года по 3 февраля 2005 года ее работы фельдшером ст. Г, Локомотивное депо. Просила признать незаконным указанное решение и обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорные периоды в льготном исчислении; возложить обязанность на ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании Щербина Т.П. поддержала заявленные требования. Пояснила, что в период осуществления лечебной деятельности в должности фельдшера ПРМО (предрейсовых медицинских осмотров) ст. Г в Локомотивном депо У действовала Инструкция "О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад" (далее ПРМО), в соответствии с которой в организации и проведении ПРМО участвуют локомотивные депо, лечебно-профилактические учреждения железнодорожного транспорта, в структуру которых входят фельдшерские здравпункты, имеющие кабинеты ПРМО, обеспечивающие медицинское обслуживание локомотивных депо. В соответствии с Положением о кабинете предрейсовых медицинских осмотров НУЗ "Узловая больница на ст. У ОАО "РЖД" кабинет ПРМО является структурным подразделением больницы. Записями в трудовой книжке она подтвердила свою трудовую деятельность в должности фельдшера по ст. Г (работа в сельской местности) в спорный период, факт осуществления лечебной деятельности подтверждается должностной инструкцией, утвержденной главным врачом Отделенческой больницы ст. У ДВжд, в которой определен круг должностных обязанностей и структура подчиненности. Исходя из изложенного, делает вывод, что здравпункт предрейсовых медицинских осмотров является структурной единицей лечебного учреждения и контроль за деятельностью здравпункта ПРМО локомотивного депо, на момент работы, осуществлял главный врач лечебно-профилактического учреждения железнодорожного транспорта.
Представитель ответчика Ружанская К.А. не согласилась с иском, поддержала представленные возражения на него, согласно которым периоды работы истца в должности фельдшера ст. Г, Локомотивное депо, не включены в специальный стаж, поскольку У локомотивное депо не является учреждением здравоохранения. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 26 декабря 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, Щербина Т.П. подала апелляционную жалобу, в которой поставила вопрос о его отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что постановленное судом решение подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются медицинские сестры, фельдшеры больниц всех наименований, амбулаторий, поликлиник всех наименований, линейных амбулаторий на железнодорожном транспорте.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ по Октябрьскому району N от 26.09.14, принятому по результатам рассмотрения заявления Щербина Т.П. от 07.07.14, заявителю отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Основанием отказа явилось то, что общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (за работу в сельской местности) при условии работы в должностях и учреждениях дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, составила 17 лет 8 месяцев 17 дней (требуется 25 лет).
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы Щербина Т.П. в должности фельдшера с. Г, Локомотивное депо с 6 мая 1996 года по 9 мая 2001 года, с 10 мая 2001 года по 3 февраля 2005 года.
Считая отказ во включение указанных периодов в специальный стаж необоснованным, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что работодателем истца не являлось лечебное учреждение, поименованное соответствующим Списком в качестве учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии по старости медицинским работникам.
Оценив представленные Щербина Т.П. доказательства работы в таком лечебном учреждении, и признав их недостаточными для подтверждения данного факта, суд признал заявленные требования необоснованными.
Между тем, суд не учел, что согласно разъяснениям, данным судам в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию медицинским работникам засчитывается также работа в определенных структурных подразделениях учреждений, перечисленных в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.
Абзацем 5 пункта 6 указанных Правил определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе работа в должностях в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Инструкцией о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утвержденной Министром путей сообщения Российской Федерации 01.05.1998 г., действующей до издания приказа Минтранса РФ от 16.07.2010 г. N 154, установлено, что в организации и проведения предрейсовым медицинских осмотров (далее ПРМО) машинистов и помощников машинистов локомотивов участвуют локомотивные депо и лечебно-профилактические учреждения железнодорожного транспорта, в структуру которых входят фельдшерские здравпункты, имеющие кабинеты ПРМО, обеспечивающие медицинское обслуживание локомотивных депо по цехово-участковому принципу.
Согласно пунктам 2.1. и 2.2. настоящей Инструкции начальники локомотивных депо совместно с главными врачами амбулаторно-поликлинических учреждений железнодорожного транспорта обеспечивают организацию на территории основного локомотивного депо и в удаленных от основного депо пунктах заступления на работу работников локомотивных бригад фельдшерских здравпунктов, имеющих в своем составе кабинеты ПРМО с круглосуточным или ежедневным режимом работы, а главные врачи лечебно-профилактических учреждений железнодорожного транспорта обеспечивают методическое руководство и контроль за деятельностью здравпунктов локомотивных депо, осуществляющих проведение ПРМО, а также утверждают по согласованию с начальниками локомотивного депо режим работы фельдшерских здравпунктов (и в их составе - кабинета ПРМО).
Из приведенных положений следует, что наличие фельдшерских здравпунктов в локомотивных депо является обязательным.
Сведениями о работе, значащимися в трудовой книжке Щербина Т.П., подтверждается период ее работы в Локомотивном депо У (предприятие Владивостокского отделения ДВжд) в должности фельдшера по станции Г с 6 мая 1996 года по 9 мая 2001 года и с 10 мая 2001 года по 3 февраля 2005 года.
Наличие в указанном Локомотивном депо фельдшерского здравпункта, образованного в соответствии с положениями ведомственной Инструкции, подтверждается должностной инструкцией медсестры (фельдшера) по осмотру локомотивных бригад, утвержденной главным врачом Отделенческой больницы ст. У ДВжд, с которой ознакомлены как фельдшеры ПРМО, среди которых значится фамилия истца, так и заведующие здравпунктами Локомотивного депо, в том числе здравпунктом Локомотивного депо У.
Следовательно, работая фельдшером в Локомотивном депо У на станции Г, Щербина Т.П. осуществляла свою трудовую деятельность в качестве работника кабинета ПРМО, входящего в состав локомотивной бригады фельдшерского здравпункта.
При этом факт того, что оформление ее трудовых отношений было произведено не главным врачом отделенческой больницы, а начальником Локомотивного депо, не опровергает ее деятельность в качестве указанного работника, поскольку в данном случае, начальником была обеспечена организация заступления ее на работу в соответствии с возложенными на него обязанностями по обеспечению организации и проведения ПРМО.
С учетом того, что Отделенческая больница станции У ДВжд была ликвидирована в 2005 году, а на хранение в отдел архивов ( У) приказы главного врача по основной деятельности, штатные расписания и другие организационные документы не поступали, при разрешении настоящего спора суду необходимо было исходить из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, свидетельствующих о том, что осуществляемая истцом деятельность оказывалась на базе Отделенческой больницы станции У ДВжд.
При таких обстоятельствах, осуществляемая истцом работа фельдшера в структурном подразделении В отделения ДВжд должна быть включена в стаж ее лечебной деятельности, предоставляющей право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Учитывая, что на день подачи заявления (07.07.14) Щербина Т.П. при включении спорных периодов, выработала необходимый стаж лечебной деятельности, превышающий 25 лет, и у нее возникло право на назначение ей трудовой пенсии по старости досрочно, решение пенсионного органа об отказе в назначении ей данной пенсии является незаконным.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение октябрьского районного суда Приморского края от 26 декабря 2014 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края об отказе в установлении пенсии от 26 сентября 2014 года N незаконным.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края обязанность включить Щербина Т.П. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды с 6 мая 1996 года по 9 мая 2001 года и с 10 мая 2001 года по 3 февраля 2005 года и назначить ей трудовую пенсию по старости досрочно с 07.07.14.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.