Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Соловьевой О.В., Бичуковой И.Б.
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Партизанского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе ответчика департамента финансов Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения прокурора Нагайцевой Э.Е., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Партизанского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности, указав, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства в области образования прокуратурой Партизанского района установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставленной администрацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района, библиотечный фонд данного образовательного учреждения укомплектован не полностью. Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района и невыдачи учебников ученикам указанного образовательного учреждения, родители учеников вынуждены приобретать на собственные денежные средства учебники и учебные пособия по основной образовательной программе при отсутствии у них на то обязанности, что противоречит нормам законодательства. Просил возложить обязанность: на МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на департамент образования и науки Приморского края обеспечить МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района денежными средствами для указанной цели в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на департамент финансов Приморского края выделить денежные средства департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Партизанского муниципального района.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района в письменном отзыве с иском не согласился, ссылаясь на то, что предъявление таких требований может возникнуть лишь в течение 2, 3 месяцев с момента поступления денежных средств на лицевой, расчётный счёт ГРБС (МКУ "УО" ПМР).
Представитель департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с требованиями не согласился, указал на то, что департамент свои обязательства по доведению лимитов денежных средств выполнил в полном объёме. В удовлетворении иска просил отказать.
Представитель департамента финансов Приморского края в суд не явился, в письменном отзыве с иском не согласился, ссылаясь на то, что главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенции на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является департамент образования и науки Приморского края и может самостоятельно осуществлять планирование субвенций. Без заявки главного распорядителя средств краевого бюджета в кассовый план у департамента финансов Приморского края нет оснований для финансирования. Указал на наличие в Партизанском муниципальном районе неиспользованных остатков средств субвенции.
Представитель заинтересованного лица администрации Партизанского муниципального района в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с исковыми требованиями согласился.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района, департамента финансов Приморского края, департамента образования и науки Приморского края, заинтересованного лица заинтересованного лица администрации Партизанского муниципального района.
Судом постановлено решение, которым на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На департамент образования и науки Приморского края возложена обязанность обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по основной общеобразовательной программе в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На департамент финансов Приморского края возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по основной общеобразовательной программе в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласился ответчик департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со статьёй 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.
Статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации образовательных программ, в силу статьи 18 Закона, в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в Приморском крае учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, наделен департамент образования и науки Приморского края, что прямо предусмотрено пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края N 171-па от 3 июля 2009 года.
Установив на основании исследованных доказательств факт неполной обеспеченности учащихся МКОУ "Средняя общеобразовательная школа" пос. Николаевка Партизанского муниципального района бесплатной учебной литературой, суд обоснованно, исходя из вышеприведённых положений закона, возложил на общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд необходимыми учебниками и учебными пособиями, а на департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию данного учебного учреждения с целью обеспечения полной укомплектованности.
Учитывая, что департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и на реализацию возложенных на него функций, но не имеющим полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, суд в целях реализации его полномочий удовлетворил требования прокурора, заявленные к департаменту финансов Приморского края, возложив на него обязанность по выделению денежных средств, необходимых департаменту науки и образования Приморского края для обеспечения ими общеобразовательного учреждения.
Так как на основании статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, обязанность по выделению денежных средств на обеспечение указанных гарантий в Приморском крае должна быть возложена на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края N 32-па от 31 января 2006 года, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела 2 указанного Положения, департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счёте краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Таким образом, возложение судом обязанности на департамент финансов Приморского края по выделению денежных средств департаменту образования и науки Приморского края, признаётся судом апелляционной инстанции обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края N 334-КЗ от 19 декабря 2013 года "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", которые не оспорены заинтересованными лицами, не принимается во внимание судебной коллегией, так как осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами финансирование, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Указание в жалобе на нерациональное использование выделяемых образовательным учреждениям средств является необоснованным, поскольку доказательств в подтверждение названного довода ответчик в нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации суду не представил.
Несостоятельным признаётся и довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счёт местного бюджета.
Принимая во внимание, что частью 2 статьи 99 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено определение нормативов согласно пункту 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на учебники и учебные пособия, недостаточность финансирования расходов на укомплектование библиотечного фонда необходимыми учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе не должна компенсироваться за счёт местного бюджета.
Несоблюдение Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края N 4-па от 14 января 2014 года, правильных выводов суда не опровергают, в связи с чем не влекут отмену постановленного по делу решения.
Изучив изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчика департамента финансов Приморского края, другим образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения. Оснований для отмены решения в соответствии со статьёй 330 ГПК Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.