Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.
судей Важениной Н.С., Марченко О.С.
с участием прокурора Комаровой О.Н.
при секретаре Сокур М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Партизанского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности
по апелляционной жалобе департамента финансов Приморского края
на решение Партизанского районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года, которым суд возложил на МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также суд возложил на Департамент образования и науки Приморского края обязанность обеспечить МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по основной общеобразовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, суд обязал Департамент финансов Приморского края выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по основной общеобразовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав объяснения представителя департамента финансов Приморского края Зверевой А.В., прокурора Комарову О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Партизанского района Приморского края 2 сентября 2014 года обратился в суд в защиту прав несовершеннолетних с иском о возложении на МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района" обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на Департамент образования и науки Приморского края обеспечить МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района" денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на Департамент финансов Приморского края выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на установленный проведенной прокуратурой Партизанского района проверкой факт недостаточной комплектации библиотечного фонда МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы. На 2014-2015 учебный год общая потребность в учебных материалах составляет ... шт., фактически в наличии имеется ... шт., для полного укомплектования библиотечного фонда необходимо приобрести еще ... экземпляров, укомплектованность библиотечного фонда составляет ... %, что нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение общедоступного и бесплатного образования, несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки учащихся.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласился, указав, что обязанность, которую просил возложить прокурор может возникать лишь в течение 2, 3 месяцев с момента поступления денежных средств на лицевой, расчетный счет.
Представитель администрации Партизанского муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что не согласен с иском, поскольку департамент в соответствии с действующим законодательством и нормативами в полном объеме произвел финансирование расходов общеобразовательных учреждений Партизанского муниципального района на пополнение библиотечных фондов учебниками.
Представитель Департамента финансов Приморского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ департаменту образования и науки Приморского края выделены средства субвенции в сумме ... рублей, что составляет ... % от предусмотренного объема бюджетных ассигнований по данному направлению на 2014 год. Утвержденные нормативы расходов на обеспечение учебного процесса не оспорены заинтересованными лицами в установленном порядке и не признаны недействующими. Главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенции на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является департамент образования и науки Приморского края и может самостоятельно осуществлять планирование субвенций. Без заявки главного распорядителя средств краевого бюджета в кассовый план у департамента финансов Приморского края нет оснований для финансирования. Департаментом финансов Приморского края в полной мере в - соответствии с нормами федерального и краевого законодательства исполнены обязанности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования. Кроме того, в Партизанском муниципальном районе числятся неиспользованные остатки средств субвенции, что свидетельствует о том, что доводы о недостаточном финансировании, являются несостоятельными.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился департамент финансов Приморского края, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований. Ссылается на нарушение судом норм материального права, поскольку законодательством не установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению средств для конкретных муниципальных образовательных организаций, распределение средств осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Указывает на то, что вопрос о достаточности или недостаточности выделяемых средств субвенций, о достаточности или недостаточности установленных нормативов об их соразмерности действующим ценам на учебники вообще не подлежит разрешению в рамках данного дела, поскольку утвержденные законом методика расчета субвенций и нормативы расходов, исходя из которых рассчитываются субвенции, не оспорены в установленном порядке и не признаны не действующими. Распределение средств субвенций осуществляется по муниципальным образованиям Приморского края, а не по образовательным организациям. Главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенций на реализацию образования является департамент образования и науки Приморского края.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента финансов Приморского края Зверева А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, прокурор Комарова О.Н. полагала решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Пункт 2 части 3 статьи 28 вышеназванного Закона относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесена организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
В соответствии с пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 N 171-па к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела II этого Положения департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования, а также организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Поскольку факт неполной комплектации библиотечного фонда МКОУ "Основная общеобразовательная школа" с. Новая Сила Партизанского муниципального района нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, суд с учетом вышеназванных положений закона обоснованно возложил на образовательное учреждение обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями, на департамент образования и науки Приморского края - обязанность по обеспечению образовательного учреждения денежными средствами для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда учебной литературой, а на департамент финансов Приморского края - обязанность по выделению денежных средств департаменту образования и науки Приморского края, как на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы департамента финансов Приморского края о неправильном применении норм материального права ошибочны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Ссылка в апелляционной жалобе на Закон Приморского края от 19.12.2013 N 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края", которым не предусмотрено при утверждении общей суммы субвенции выделение из нее отдельно бюджетных ассигнований на обеспечение учебных расходов, а также на утвержденные Приложением 34 к Закону Приморского края от 19.12.2013 N 334-КЗ нормативы расходов на обеспечение учебного процесса на 2014 год, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность субъекта Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования может быть прекращена только путем ее исполнения и недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не может являться основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних, в защиту интересов которых прокурор обратился в суд, на получение гарантированного государством доступного общего образования.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.