Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 19 марта 2015 г. по делу N 33-169/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Яковлева А.Г.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Писаревой И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Петровой Л.М. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению старшего лейтенанта медицинской службы в отставке Ладатко В.А. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западное региональное управление жилищного обеспечения) об отказе в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., объяснения заявителя Ладатко В.А. и его представителя Щеглова В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Ладатко обратился в военный суд с заявлением об оспаривании решения Западного регионального управления жилищного обеспечения, изложенного в письме от 8 июля 2014 года N 05-07/10149, об отказе в выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете до расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2014 года в удовлетворении заявления Ладатко отказано.
Принимая данное решение, суд указал о том, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения в г.Анапа Краснодарского края и в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не вправе претендовать на указанные денежные средства.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Петрова Л.М. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению автора жалобы, суд необоснованно признал заявителя членом семьи собственника жилого помещения, поскольку в принадлежащем матери жилом помещении заявитель проживал только до поступления на военную службу в августе 2003 год, а в дальнейшем лишь сохранял регистрацию в нем.
Считает, что изложенное обстоятельство свидетельствует о неправильном применении судом части 1 статьи 31 ЖК РФ. В данном случае суд не учел разъяснения о применении указанной нормы, содержащиеся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 14, согласно которым основаниям для таких выводов могло служить только совместное проживание доверителя с собственником жилого помещения на момент его исключения из списков личного состава воинской части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из лицевого счета 19 мая 1995 года Ладатко был вселен в качестве члена семьи собственника и зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ... и принадлежащем на праве собственности его матери - гр-ке Лаушкиной Е.В. (л.д. 18-21).
В августе 2003 года заявитель поступил в Военно-медицинскую академию им С.М.Кирова, в которой обучался в качестве курсанта до 20 июня 2009 года, а в качестве слушателя интернатуры - до 19 июня 2010 года Первое офицерское звание по окончании академии присвоено заявителю 20 июня 2009 года (л.д.11).
7 марта 2014 года при наличии общей продолжительности военной службы более 10 лет, но до истечения пятилетнего срока прохождения военной службы по контракту после окончания военно-учебного заведения, старший лейтенант медицинской службы Ладатко был досрочно уволен в отставку на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и с 23 марта 2014 года исключен из списков личного состава Военно-воздушной академии (л.д.7-8).
При этом ни в период обучения в военной образовательной организации высшего образования, ни во время последующего прохождения военной службы заявитель установленным порядком из жилого помещения в г.Анапе не выселялся, с регистрационного учета не снимался и право пользования им не прекращал, а после окончания военной службы возвратился в указанное жилое помещение и проживает в нем в настоящее время.
Таким образом, заявитель по момент увольнения продолжал оставаться членом семьи собственника жилого помещения как фактически, так и юридически - в силу части 1 статьи 31 ЖК РФ и пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку воспользовался предусмотренным законом правом сохранить на первые пять лет военной службы по контракту, не считая времени обучения в военной образовательной организации высшего образования, право на жилое помещение, занимаемое до поступления на военную службу.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у заявителя права на получение выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования), предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с частью 2 статьи 4 названного закона выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, не являющимся, среди прочих категорий, членами семьи собственника жилого помещения.
Ссылки заявителя на то обстоятельство, что он из-за прохождения военной службы фактически не проживал в принадлежащем матери жилом помещении в г.Анапе и в силу приведенных им норм не являлся членом семьи собственника жилого помещения, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно статье 10 ЖК РФ возникновение жилищных прав обусловлено не устными утверждениями участников соответствующих правоотношений об их наличии или отсутствии, а основаниями, предусмотренными федеральными законами, иными правовыми актами, а также действиями участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права.
В частности, согласно пунктам 1-6 статьи 10 ЖК РФ жилищные права возникают из договоров или иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, из судебных решений, в результате приобретения в собственность жилых помещений, из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах, вследствие действии (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Жилищные права Ладатко в качестве члена семьи собственника жилого помещения возникли в 1995 году из действий его матери в качестве его законного представителя и одновременно собственника жилого помещения, которые выразились во вселении заявителя в несовершеннолетнем возрасте в жилое помещение в соответствующем статусе, регистрации по месту жительства в нем, а также из последующего совместного проживания заявителя с собственником.
В период военной службы (с 1 августа 2003 года по 23 марта 2014 год) права Ладатко в качестве члена семьи собственника жилого помещения охранялись частью 2 статьи 31 ЖК РФ, частями 1 и 3 статьи 292 ГК РФ, пунктами 1 и 11 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым он не только сохранял право пользования жилым помещением, но и мог требовать устранения нарушения своих прав от любых лиц, включая собственника жилого помещения.
При этом, как указано выше, заявитель принадлежащее ему право пользования жилым помещением добровольно не прекращал, из жилого помещения в г.Анапе установленным порядком не выселялся и с регистрационного учета не снимался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК РФ и статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
С учетом приведенных законоположений местом жительства Ладатко, даже на период его военной службы в других местностях, является жилое помещение, расположенное по адресу: ... , в которое он вселен на законных основаниях и зарегистрирован по месту жительства.
Временное проживание на казарменном положении в период обучения в военной образовательной организации высшего образования в Санкт- Петербурге и размещение в служебном нежилом помещении (со слов заявителя) во время прохождения военной службы в Военно-воздушной академии в г.Воронеже не свидетельствует о перемене им места жительства. С учетом приведенных выше законодательных норм в указанных населенных пунктах Ладатко находился по месту пребывания, сохраняя местом жительства жилое помещение в г.Анапе.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято по существу правильное решение, которое изменению или отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению старшего лейтенанта медицинской службы в отставке Ладатко В.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.