Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей Булгаковой М.В., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области в защиту интересов Ракчевой А.В. к администрации г. Орска Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 декабря 2014 года,
Заслушав доклад судьи Васякина А.Н., мнение прокурора Христич Т.В. в интересах Ракчевой А.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд с названным иском в интересах Ракчевой А.В., указав, что Ракчева А.В. является лицом из числа детей-сирот, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В (дата) года Ракчева А.В. окончила ГАОУ СПО ***. Проживает в жилом помещении по адресу: (адрес) Данное жилое помещение предоставлено Ракчевой А.В. его собственниками в целях временного проживания. Ракчева А.В. не является ни собственником указанного жилого помещения, ни членом нанимателя, в связи с чем прав на него не имеет. Согласно справке о составе семьи от (дата) по адресу: (адрес) кроме Ракчевой А.В. проживает еще *** человек, общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м. С момента постановки Ракчевой А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до настоящего времени администрацией г. Орска не принято мер, направленных на предоставление ей жилого помещения. Просил обязать администрацию МО г. Орска предоставить Ракчевой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Помощник прокурора Ленинского района г. Орска Нефедов А.Н. заявленные исковые требования поддержал.
Истец Ракчева А.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО г. Орск Курманчук С.С., действующий на основании доверенности N от (дата), в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьего лица Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства администрации г. Орска в судебное заседание не явились, извещены о судебном заседании надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 декабря 2014 года исковые требования Октябрьского района г. Орска Оренбургской области в защиту интересов Ракчевой А.В. удовлетворены.
С решением не согласилась администрации г. Орска Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона N 15-ФЗ, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В подпункте 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления и предусмотрено распространение правоотношений, связанных с исполнением указанного закона с 01 января 2013 года.
В соответствии со ст. ст. 2, 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347\285-IV-ОЗ (ред. от 18 марта 2013) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 33 кв. метра общей площади жилья.
По договору найма в специализированном жилищном фонде Оренбургской области предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются лицам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 4 настоящего Закона, однократно по их заявлению в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данные жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарным и техническим требованиям. Уровень износа жилого дома не должен превышать 30 процентов.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа социальной защиты населения по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с данными лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, определяется Правительством Оренбургской области (ст.19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347\285-IV-ОЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона Оренбургской области от 27 февраля 2013 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона, срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
При наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, по решению органа социальной защиты населения по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. Порядок выявления этих обстоятельств определяется Правительством Оренбургской области.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, которым было предоставлено специализированное жилое помещение, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, с ними заключается договор социального найма жилого помещения. Порядок заключения договора социального найма жилого помещения определяется Правительством Оренбургской области.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и субъекта РФ Оренбургской области обязанность обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты РФ и органы местного самоуправления.
Судом установлено, что родителями Ракчевой А.В., (дата) года рождения, уроженки (адрес) являются ФИО9 и ФИО10, что подтверждается свидетельством о рождении.
***
Распоряжением администрации (адрес) N от (дата) над несовершеннолетней Ракчевой А.В. была установлена опека, опекуном назначена ФИО11, проживающая по адресу: (адрес)
Решением комиссии по рассмотрению заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от (дата) Ракчева А.В. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно справке МПО ЖКХ Жилищно - эксплуатационный в квартире по указанному адресу занимаемая жилая площадь составляет *** кв.м., квартиросъемщиком является ФИО11, вместе с ней зарегистрированы еще *** человека.
Как следует из выписки из приказа N от (дата) ГАОУ *** Ракчева А.В. отчислена из числа обучающихся студентов техникума.
В настоящее время Ракчева А.В. внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по МО (адрес)
Судом установлено, что в настоящее время за Ракчевой А.В. объекты недвижимого имущества (жилые помещения) на праве собственности или ином вещном праве не зарегистрированы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ракчева А.В. является лицом, из числа детей-сирот, в собственности жилого помещения не имеет, не пользуется жилым помещением по договору социального найма, достигла возраста 18-лет и в настоящее время обучение в образовательном учреждении не осуществляет ввиду отчисления, а администрация МО г. Орск уполномочена обеспечивать жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности обеспечить Ракчевой А.В. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение настоящего судебного решения по предоставлению истцу жилого помещения нарушит права и законные интересы других лиц, из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, также состоящих на очереди на предоставление жилья, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ракчева А.В. обучается в ГАОУ СПО *** и находится на полном государственном обеспечении противоречат материалам дела, поскольку судом установлено, что приказом от (дата) Ракчева А.В. отчислена из числа обучающихся студентов техникума.
Иных доводов, опровергающих выводы суда апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, участвующих в деле лиц. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.