Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М.
при секретаре - Гвашевой Б.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Гусева ФИО8 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с данными требованиями, указывая, что является арендатором земельного участка площадью 14779 кв. м, с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес" Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года определена в 28903438,09 рублей. Просил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 9908000 рублей - в размере его рыночной стоимости на момент проведения оценки, то есть на 01.08.2014 года. Затем уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость участка равной рыночной стоимости на 01.01.2012 года в размере 8217000 руб.
В ходе рассмотрения дела, с учетом проведенной судебной оценочной экспертизы по определению, вынесенному в предварительном судебном заседании о рыночной стоимости земельного участка в размере 5586044 рубля, представитель ФИО1 уточнил свои требования и просил определить кадастровую стоимость названного земельного участка равной рыночной стоимости в размере 5586044 рубля.
Представитель заинтересованного лица- Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии ФИО4 заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости просил рассмотреть в соответствии с законом, оставляя на усмотрение суда разрешение спора, полагал, что дело подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Представители третьих лиц - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и Комитета по имущественным отношениям администрации муниципального образования "Город Майкоп" ФИО5 и ФИО6 полагали, что по существу заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом также полагали, что дело подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
То обстоятельство, что ФИО1 требования заявлены в порядке искового производства, не свидетельствует о ненадлежащем выборе способа защиты права, поскольку оспаривание результатов кадастровой стоимости в порядке определения кадастровой стоимости земельного участка равной ее рыночной стоимости подлежит рассмотрению судом в порядке главы 25 ГПК РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, вытекающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
Заслушав объяснения участников процесса: представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
То есть п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ (в редакции от 21.07.2014 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из представленных доказательств следует, что ФИО1 предоставлен земельный участок, расположенный по адресу "адрес" в долгосрочную аренду.
Это обстоятельство подтверждается договором N 001431, заключенным с Комитетом по управлению имуществом МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из акта сверки за период с 31.12.2013 года по 01.04.2015 года по договору аренды, проведенной Комитетом по управлению имуществом МО "Город Майкоп" и справки о расчете арендной платы усматривается, что арендная плата за земельный участок ФИО1 установлена в процентном соотношении от размера кадастровой стоимости.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 18.09.2014 года его номер N, размер участка 14779 кв.м. Кадастровая стоимость участка на 12.01.2012 года составляет 28903438.09 рублей.
Между тем, из представленного ФИО1 в обоснование требований отчета об оценке N 2357/1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на 01.01.2012 года рыночная стоимость земельного участка, расположенного в "адрес" площадью 14779 кв.м. на 01.12.2012 года составляла 8217000 рублей, а согласно отчета N 2357 от того же числа стоимость участка на 01.08.2014 года составляет 9908000 рублей.
Проведенной судебной оценочной экспертизой рыночная стоимость земельного участка, расположенного в "адрес" определена в 5586 044 рубля. Экспертом указано, что для оценки данного объекта оценки использован метод сравнительного анализа, применяющийся в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом экспертом произведена характеристика земельного участка и при определении рыночной стоимости данного участка учтены, в частности, такие показатели, как транспортная доступность, наличие (доступность) коммуникаций, физические характеристики земельного участка и текущее использование земельного участка. Экспертом указано, что форма земельного участка близка к правильной, рельеф практически ровный, геологические условия негативные, что связано с нахождением участка в зоне негативного влияния реки Псенаф, которое проявляется в высоком стоянии уровня грунтовых вод и периодическом затоплении паводковыми и дождевыми водами.
По текущему использованию земельного участка экспертом выявлено, что на дату оценки участок частично использовался для размещения объектов недвижимости. Часть участка площадью 9500 кв.м. (из 14779 кв.м.) не использовалась ввиду его недостатков (непригодность к использованию вследствие высокого стояния уровня грунтовых вод и периодического затопления паводковыми и дождевыми водами).
В судебном заседании представитель ФИО1 пояснил, что разница между выводами отчета оценщика и заключением судебной оценочной экспертизы в стоимости на одну и туже дату в размере более 2500000 рублей заключается в том, что при оценке оценщика Торгово-промышленной палаты Республики Адыгея не учитывались негативные геологические условия, а в заключении эксперта стоимость определялась наряду с другими данными и учетом этих обстоятельств. Полагал, что вывод судебного эксперта о рыночной стоимости наиболее приближен к реальным ценам.
Представители заинтересованных лиц возражений относительно величины рыночной стоимости, определенной судебной экспертизой не представили. Полагали возможным принять эту стоимость в качестве кадастровой стоимости равной ее рыночной стоимости.
Суд считает заключение эксперта о рыночной стоимости земельного участка надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной цены участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям N 265 от 28.12.2012 года (с изменениями, внесенными Приказом Комитета РА по имущественным отношениям от 01.07.2014 года N 124) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Адыгея" с учетом среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам по состоянию на 01.01.2012 года.
С учетом разницы рыночной и кадастровой стоимости земельного участка заявителя и того обстоятельства, что арендная плата производна от размера кадастровой стоимости, то сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости влечет нарушение имущественных прав ФИО1, связанных с установлением размера арендной платы за использование участка в значительно большем размере, чем из их расчета от его рыночной стоимости.
Принимая во внимание, существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в заключении эксперта на ту же дату, суд полагает, что требование ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка ее рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 14779 кв. м, с кадастровым номером N N, находящегося по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 г. в размере 5586044 рубля (пять миллионов пятьсот восемьдесят шесть тысяч сорок четыре рубля).
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка площадью 14779 кв. м, с кадастровым номером N находящегося по адресу: "адрес" равной ее рыночной стоимости 5586044 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 10.04.2015 года.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Республики Адыгея - Мейстер В.М.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.