Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей: Вороной Н.Л., Степановой М.Г.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова В.Н. к открытому акционерному обществу "Жилищно- эксплуатационный участок N4" об обязании произвести перерасчет платы за поставленные коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, возмещении причиненных убытков, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении понесенных судебных расходов,
третьи лица: администрация города Нефтеюганска;
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре";
ОАО "Юганскводоканал";
по апелляционной жалобе Попова В.Н. на решение Нефтеюганского районного суда от 24 октября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Попову В.Н. к открытому акционерному обществу "Жилищно-эксплуатационный участок N4" об обязании произвести перерасчет платы за поставленные коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, возмещении причиненных убытков, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении понесенных судебных расходов отказать за их необоснованностью".
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., объяснения представителя ответчика Емельяновой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести перерасчет платы за поставленные коммунальные услуги по холодному водоснабжению в сумме "данные изъяты" и водоотведению в сумме "данные изъяты" за период с (дата) по (дата), с учетом уточнения исковых требований (т.3, л.д. 141), возмещении понесенных убытков в связи с установлением фильтра очистки холодной воды в сумме "данные изъяты" и заменой картриджей в фильтре для очистки воды в сумме "данные изъяты" рублей, приобретением холодной питьевой воды в сумме "данные изъяты" рублей, взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей, возмещении понесенных судебных расходов на оплату стоимости оформления доверенности для представителя "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что он является собственником жилого помещения - (адрес). Общим собранием собственников помещений многоквартирного (адрес) от (дата) принято решение о выборе способа управления многоквартирного дома посредством управляющей компании путем заключения договора на управление и техническое обслуживание дома с ОАО "Жилищно-эксплуатационный участок N4". Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, однако подает ему некачественную питьевую воду, что установлено лабораторными исследованиями.
(дата) истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете поставленного некачественного коммунального ресурса холодной воды, однако по настоящее время перерасчет не произведен.
Действия ответчика в связи с поставкой некачественной холодной воды представляет угрозу жизни и здоровью истца, как потребителя, истец испытывает чувство страха за собственное здоровье и здоровье членов семьи и считает, что моральный вред будет ему компенсирован выплатой денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей.
Представитель истца Ануфриева Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно просит взыскать с ответчика в возмещение понесенных расходов денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей за услуги нотариуса по удостоверению доверенности.
Представитель ответчика адвокат Емельянова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что качество питьевой воды в городе Нефтеюганске - это городская проблема, поскольку станция обезжелезивания не функционирует с начала (дата) года. ОАО "ЖЭУ-4" является управляющей компанией только с (дата) года, когда станция обезжелезивания уже была закрыта для проведения реконструкции. Станция обезжелезивания должна быть введена в эксплуатацию в конце (дата) года. В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления возложена обязанность по поставке качественной воды поставщикам услуг. А в случае проведения мероприятий допускается поставка некачественной воды на период проведения ремонтных мероприятий. Из предоставленных доказательств следует, что вода на выходе из станции водозабора, находящейся в аренде у ОАО "Юганскводоканала", уже не соответствует качеству. Также вода не соответствует качеству и на вводе в дом, в котором проживает истец. В соответствии с постановлением Правительства N491 имущество, за которое несет ответственность управляющая компания - внутридомовые системы. Таким образом, истец не доказал, что ухудшение качества воды возникло в результате ненадлежащего содержания внутридомовых систем. В соответствии с договорами, заключенными между ответчиком и ОАО "Юганскводоканал", ОАО "ЖЭУ-4" несет ответственность за качество ресурса на внутридомовых системах. ОАО "ЖЭУ-4" какую холодную воду получает от ОАО "Юганскводоканал", такую и поставляет потребителям. Вины ОАО "ЖЭУ-4" в том, что истцу поставляется вода ненадлежащего качества нет, поскольку ОАО "ЖЭУ-4" не может устранить данный дефект воды, так как у него отсутствует станция обезжелезивания. Также отсутствуют доказательства, что холодная вода не является питьевой и несет угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, истец не предоставил доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по водоотведению была оказана некачественно. Данная услуга ОАО "ЖЭУ-4" оказана истцу бесперебойно и круглогодично. Доказательств, подтверждающих, что истец обращался к ответчику в связи с некачественно оказанной ему услугой по водоотведению, не предоставлено. Также ответчик не согласен с периодом, заявленным истцом - с (дата) года, поскольку истец обращался за перерасчетом только (дата). Требования о взыскании стоимости картриджей не подлежат удовлетворению, так как отсутствуют доказательства установки фильтра в квартире истца, а также о замене картриджей фильтра в квартире истца. Требования истца о возмещении расходов в связи с приобретением воды удовлетворению не подлежат, поскольку из предоставленных доказательств невозможно установить, кем данная вода приобреталась. Требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, так как вины ответчика в поставке истцу некачественной воды не имеется.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей третьих лиц администрации города Нефтеюганска, Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", открытого акционерного общества "Юганскводоканал".
Представителем администрации (адрес) представлены пояснения, из которых следует, что требования истца удовлетворению не подлежат. Так, ОАО "ЖЭУ-4" является управляющей организацией многоквартирного жилого (адрес). Ресурсоснабжающей организацией по поставке холодной воды является ОАО "Юганскводоканал", целями деятельности которого, в соответствии с Уставом, является централизованное обеспечение питьевой водой объектов, находящихся на территории (адрес), водоотведение. ОАО "Юганскводоканал" изначально не имеет производственной мощности для полного цикла очистки воды. По информации региональной службы по тарифу ХМАО-Югры, а также ОАО "Юганскводоканал", тариф на услуги водоснабжения в Нефтеюганске установлен для потребителей с учетом имеющегося качества воды. В целях доведения качества воды до Санитарных правил 2.1.4.1074-01 разработан проект объекта капитального строительства "Модернизация нежилого строения станция обезжелезивания", сдача данного объекта в эксплуатацию планируется в четвертом квартале 2014 года (л.д.97-98, том 1).
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Отказывая в иске в полном объеме, суд первой инстанции исходил из недоказанности того обстоятельства, что причиной некачественной воды является ненадлежащее содержание внутридомовых систем, находящихся на обслуживании у ответчика. Суд исходил, что оплата за холодную воду взимается с граждан по минимальному тарифу, в который не включена стоимость услуги по обезжелезиванию воды. Услуга по водоотведению оказывалась бесперебойно. Отказав в основном требовании, суд отказал и в производном о возмещении убытков и компенсации морального вреда.
С решением суда не согласился истец и обратился с апелляционной жалобой, в обоснование которой указывает, что ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязан предоставлять услуги надлежащего качества. При заключении договора на поставку воды ответчик не мог не знать, что ОАО "Юганскводоканал" эксплуатирует объекты муниципальной собственности с грубыми нарушениями технологи очистки. Вывод суда о том, что расчет за поставленную некачественную воду был произведен по тарифам, утвержденным именно за поставку воды таких параметров, не обоснован, поскольку из приказа Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от (дата) N 109-нп не следует, что примененный тариф установлен исходя из ненадлежащего качества поставляемой воды. Судом не принято во внимание, что в период с (дата) года ответчик выставляет к оплате стоимость услуги по очистке сточных вод, которая фактически не оказывается.
Истец о дате и времени рассмотрения дела судебной коллегией извещен надлежащим образом посредством уведомления телеграфом.
Ответчик, третьи лица о дате и времени рассмотрения дела судебной коллегией извещены надлежащим образом посредством телефонограммы.
Рассмотрение дела с 10.02.2015 отложено на 17.02.2015 на 16 часов 00 минут.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец вместе с членами своей семьи является собственником (адрес) на основании договора передачи и продажи квартиры в доме государственного, муниципального жилого фонда в собственность граждан от (дата) (л.д.6, том 1).
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного (адрес) седьмом микрорайоне (адрес) от (дата) избран способ управления управляющей организацией, управляющей организацией выбрано ОАО "ЖЭУ-4" (л.д.5, том 1).
Ресурсоснабжающая организация ОАО "Юганскводоканал" осуществляет предоставление потребителям, в том числе истцу, холодную воду и водоотведение через управляющую компанию - ОАО "ЖЭУ-4" на основании заключенных договоров (л.д.137, 176, том 1).
Как следует из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре от (дата) по результатам проведенных лабораторных исследований пробы воды, проведенной ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Нефтеюганске", отобранной на станции второго водоподъема установлено, что вода по исследуемым органолептическим, санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям Санитарных правил 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", ГН 2. (дата) "Предельно-допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования": показатели мутности - в пределах нормы, показатели окисляемости перманганатной - 5,36, при норме не более 5; показатель аммиака 1,74 при допустимой норме 1,5; показатели железа - 1,4 что превышает установленную норму в 4,6 раза. Протокол лабораторных исследований (номер) от (дата). На вводе в жилой дом, расположенный по адресу - (адрес), отбор проб не производился, ввиду отсутствия водоразборного крана на сетях холодного водоснабжения. По результатам проведенных исследований пробы воды, отобранной в разводящей сети указанного дома (на "данные изъяты" этаже, (адрес)), вода не соответствует требованиям Санитарных правил 2.1.4.1074-01: показатели цветности - 51,0, что превышает норму в 2.6 раза; показатели мутности - 14,3, что превышает допустимую норму в 10 раз; показатели окисляемости перманга- натной - 5,28, при норме не более 5;, показатели аммиака - 2.4, что превышает допустимую норму в 1,6 раза; показатели железа 5,34, что превышает установленную норму в 18 раз. Протокол лабораторных исследований (номер) от (дата) (л.д. 105, том 1).
Из предоставленного письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре от (дата) следует, что вода на станции второго водоподъема ОАО "Юганскводоканал" по исследуемым органолептическим, санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям Санитарных правил 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (л.д.105, том 1).
Из протокола лабораторных исследований воды водопроводной холодной на вводе в жилой дом (адрес) (номер) от (дата), проведенных ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Нефтеюганске" следует, что отобранная проба (дата) по исследуемым микробиологическим показателям не соответствует требованиям Санитарных правил 2.1.4.1074-01. Данная проба по исследуемым органолептическим, санитарно-химическим показателям не соответствует вышеуказанным Санитарным правилам: показатели цветности - выше ПДК от 2 до 3 раз; запах - превышает ПДК до 2 раз; привкуса - превышает ПДК до 2 раз; содержание аммиака - выше ПДК до 2 раз; железа - выше ПДК в 5 и более раз; показатели окисляемости перманганатной - выше ПДК до 2 раз (л.д. 235-238, том 1).
Обстоятельство несоответствия холодной питьевой воды требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 ответчик не опровергает.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.10.2009 по делу N А75-9742/2009 установлено, что с 13.10.2003 станция обезжелезивания города Нефтеюганска передана МУ "данные изъяты" на реконструкцию и до настоящего времени не введена в эксплуатацию, в связи с чем, в период с (дата) по настоящее время, подача питьевой воды населению (адрес) осуществляется без применения технологии обезжелезивания исходной воды и превышает по содержанию железа требования СанПиН 2.1.4.1074-01.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 по делу N А75-10587/2012, установлено, что в ОАО "данные изъяты" отсутствует рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, согласованная с Территориальным отделом Роспотребнадзора, что является нарушением пункта 4.2 Приложения 1 раздел 2 СанПиН 2.1.4.1074-01. В нарушение пункта 4.1 Приложения 1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 в программе производственного контроля отсутствуют: информация о численности населения, обеспечиваемого водой из данной системы водоснабжения; информация о методиках определения контролируемых показателей; календарные графики отбора проб воды и проведения исследования; информация о проведении ежемесячного анализа результатов контроля качества и порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, органам местного самоуправления, Территориальному отделу Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
В рамках дела N А75-10587/2012 суд установил несоответствие поставляемой ответчиком питьевой воды установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
При таких обстоятельствах указанное обстоятельство подлежит установленным, в спорном периоде потребителю поставлялась вода не соответствующая требованиям качества.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N52 от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона N416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст. 23 Федерального закона N416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
(дата) истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете начислений за водоснабжение, поскольку вода не соответствует Санитарным правилам (л.д.233, том 1).
Письмом от (дата) ему в этом перерасчете отказано (т.1, л.д.234).
(дата) истец обратился к ответчику с претензией, в которой указал, что холодная вода не соответствует требованиям Санитарных правил 2.1.41074-01, в связи с чем просил произвести перерасчет (л.д. 17, том 1). Период перерасчета в претензии не указал.
Поскольку истец обратился к ответчику о перерасчете начислений платы за холодную воду (дата) В заявлении указал на последующий период, соответственно требования истца о перерасчете начислений рассматриваются за период с (дата) по (дата)
Учитывая, что материалы дела не содержат сведений о том, что истец ставил перед ответчиком вопрос о перерасчете начислений ранее, то требование о перерасчете за период с (дата) по (дата) оставлено без рассмотрения.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации N2300-1 от 07 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со ст. 39.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, определено, что исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2). Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (абз. 17 п. 2).
Указанные Правила вступили в силу с 09.06.2011. Со дня вступления в силу указанных Правил признаны утратившими силу Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15-28 в части касающихся отопления.
В пункте 6 Правил указано, что предоставление коммунальных услуг потребителям оказывается по возмездному договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа предусмотренных Правилами. В пункте 9 Правил установлено, что договором в смысле п. 6 считается договор управления многоквартирным домом. Пунктом 13 Правил установлено, что для цели исполнения договора, указанного в пп. 6 и 9, управляющая организация заключает договор о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией.
В пункте 9 Правил указано, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Статья 162 ЖК РФ, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (п. 8, 9, 10) относят управляющие организации, ТСЖ и жилищные кооперативы к исполнителям, в обязанности которых входит непосредственно предоставление коммунальных услуг потребителям, а не оказание содействия и прочие посреднические действия.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пп. "В" п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N1.
В соответствии с пп. 1,2 Приложения N1 к вышеуказанным Правилам требования, предъявляемые к холодному водоснабжению - бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, а также постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПин 2.1.4.1074-01).
В силу п. 98 Правил, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу п. 101 Правил, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пунктом 150 Правил установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Таким образом, ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя коммунальных услуг.
Следовательно, суд сделал неправильный вывод о том, что ответчик отвечает перед потребителем воды только в случае ненадлежащего содержания общедомового имущества.
Потребитель обратился с требованием к надлежащему ответчику - обслуживающей управляющей компании, поскольку именно ей в силу ст. 155 ЖК РФ производит оплату за коммунальные ресурсы, а именно холодную воду.
То обстоятельство, что в тариф не включена стоимость услуги по обезжелезиванию, не означает, что тариф установлен на некачественную воду, поскольку ценообразование в сфере энергоснабжения подлежит государственному регулированию, а собственно тарифное регулирование в этой сфере не предусматривает дифференциацию устанавливаемых тарифов в зависимости от соответствия подаваемой энергии требованиям, предъявляемым к качеству.
Именно на этот довод ответчик ссылался, при отказе от оплаты принятой от ОАО "Юганскводоканал" холодной воды, а также обращаясь к нему с требованием о взыскании убытков в виде произведенной оплаты за воду (дело N А75-7248/2013).
В соответствии с п. 104 Правил, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба) (пункт 105).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106).
Из изложенных положений следует, что именно на исполнителе лежит обязанность по установлению фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, их регистрации и доведению сведений об этом до потребителей.
Поскольку в спорный период истцу холодная вода поставлялась ненадлежащего качества, в соответствии с п. 98, 101, 150 указанных Правил, он вправе ставить вопрос о перерасчете размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
Согласно расчету (т.1, л.д.39-40) за период с (дата) по (дата) истцу начислено за холодную воду "данные изъяты"
С учетом изложенного плата за холодную воду подлежит перерасчету на указанную сумму.
Истцом заявлены убытки на закуп воды по товарным накладным на сумму "данные изъяты". (т.1, л.д.56-72), на приобретение системы очистки холодной воды "данные изъяты" руб. и сменных катриджей "данные изъяты" руб.
Под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чьи права нарушены, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Принимаются расходы на закуп и установку системы очистки воды "данные изъяты" руб., документально подтверждены, в условиях сложившихся обстоятельств целесообразны, направлены на восстановление нарушенного права на потребление питьевой воды, соответствующей санитарным нормам.
Каких-либо обоснований необходимости смены катриджей через 4 месяца с момента установки системы воды не приведено. Согласно п.2.1 договора системы очистки воды (т.2, л.д.181) оплата фильтрующих элементов производится после подписания акта приема-передачи. Такой акт не предоставлен. Нет сведений о их установке. Нет документов об оплате фильтрующих элементов. Поэтому эти расходы не приняты.
Приобретение бутилированной воды документально не подтверждено, нет документов, подтверждающих оплату. К товарным накладным, в представленном виде следует отнестись критически.
В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Судебная коллегия полагает, что "данные изъяты" руб. является разумным размером компенсации морального вреда.
Установленные обстоятельства оказания ответчиком некачественных коммунальных услуг, безусловно, свидетельствуют о нарушении прав истца как потребителя.
Учтена длительность поставки воды не соответствующей требованиям качества, то обстоятельство, что ответчик отказывает в добровольном порядке произвести перерасчет начислений, истец вынужден обратиться за судебной защитой в судебные органы.
В связи с неудовлетворением требований потребителя в досудебном порядке на исполнителя налагается штраф в размере 50% от удовлетворенных сумм.
Не установлено оснований для удовлетворения требований по водоотведению. Истцом не доказано, что спорная услуга не оказана. В указанной части в удовлетворении иска истцу отказано основательно.
Истцом понесены расходы на оплату услуг по удостоверению доверенности представителя в размере "данные изъяты" руб., документально подтверждены, связаны с рассмотрением настоящего дела, поэтому подлежат возмещению с проигравшей стороны в пользу выигравшей.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда от 24 октября 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Попова В.Н. к ОАО "ЖЭУ N 4" об обязании произвести перерасчет платы за поставленные коммунальные услуги холодного водоснабжения, возмещении причиненных убытков, взыскании компенсации морального вреда, в указанной части иск удовлетворить частично.
Обязать ОАО "ЖЭУ N 4" произвести Попову В.Н. перерасчет начисленной платы за поставленные коммунальные услуги холодного водоснабжения за период с (дата) по (дата) в сумме "данные изъяты".
Взыскать с ОАО "ЖЭУ N 4" в пользу Попова В.Н. убытки в размере "данные изъяты"., в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" руб., штраф за несоблюдение требований потребителя "данные изъяты" коп., в счет возмещения судебных расходов за составление доверенности "данные изъяты"
Требование о перерасчете за холодную воду за период с (дата) по (дата) оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "ЖЭУ N 4" в доход бюджета муниципального образования город Нефтеюганск госпошлину "данные изъяты" руб.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.