Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Коневой О.А.,
судей Дроздовой В.Ф., Слободчиковой М.Е.,
при секретаре Князь Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда ЕАО от 06.11.2014, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Сикирицкой Александры Валентиновны к управлению по опеке и попечительству Еврейской автономной области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать управление по опеке и попечительству Еврейской автономной области предоставить Сикирицкой Александре Валентиновне " ... " года рождения, уроженке " ... " благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области.
Заслушав доклад судьи Дроздовой В.Ф., пояснения прокурора Холманских Т.А., представителя управления опеки и попечительства правительства ЕАО, правительства ЕАО Любиной Ю.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах Сикирицкой А.В. к администрации муниципального образования "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО (администрация), управлению по опеке и попечительству ЕАО о признании Сикирицкой А.В. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, и обязании администрации предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах муниципального образования Ленинского сельского поселения в размере не менее 14 кв.м. на одного члена семьи.
Требования мотивировал тем, что за Сикирицкой А.В., как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, постановлением главы " ... " муниципального района от " ... " закреплено жилое помещение по адресу: " ... ". Обучаясь с 2007 по 2009 годы в " ... " школе - интернат, с 2009 года в " ... " Сикирицкая А.В. находилась на полном государственном обеспечении. По окончании училища в 2011 году проживать в закрепленном за ней жилом помещении не смогла. Согласно акту проверки данное жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствует штукатурка, частично отсутствуют полы и обрушен потолок. По указанному адресу Сикирицкая А.В. была зарегистрирована с " ... " по " ... ". В настоящее время временно проживает у знакомых в " ... " " ... ". На учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сикирицкая А.В. не поставлена. Достаточных мер по решению указанной проблемы органы опеки и попечительства, а также образования не приняли, что повлекло нарушение прав указанного лица, и в частности права на внеочередное обеспечение жильем.
06.11.2014 определением суда от участия в деле освобожден ответчик администрация муниципального образования "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района Молчанова Г.А. исковые требования изменила, просила возложить обязанность на управление по опеке и попечительству ЕАО предоставить Сикирицкой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Доводы искового заявления поддержала, дополнительно пояснила, что Сикирицкая А.В. обратилась в прокуратуру с заявлением " ... " в связи с тем, что ей негде проживать. Согласно акту обследования и заключения закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания. В связи с изменением в законе, на органы по опеке и попечительству возлагается обязанность предоставлять данной категории граждан жилье, чего не было сделано.
Истица Сикирицкая А.В. исковые требования поддержала, пояснила, что по адресу: " ... " проживала с родителями. Родители умерли, дом разрушился, вселиться в него возможности нет. После окончания учебного учреждения она проживала у знакомых, с весны " ... " года также живет у знакомых в " ... ", " ... ". После окончания училища, когда жить было негде, обращалась за предоставлением жилья в сельскую администрацию и в прокуратуру, но ей отказывали. Пыталась оформить дом в собственность, но не было средств для оформления, поэтому от приватизации отказалась. С регистрационного учета снялась после наводнения, дом разбит, там нельзя проживать. Другого жилья, пригодного для проживания, у нее нет.
Представитель ответчика управления по опеке и попечительству ЕАО Кислицына И.Л. исковые требования не признала, пояснила, что Сикирицкая А.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2009 года. В опеку с заявлением о предоставлении жилья она не обращалась. Контроль закрепленного за ней жилья не проводился, т.к. она находилась под надзором учебного заведения. Конкретных действий по обеспечению ее жилым помещением не проводилось. О том, что Сикирицкая А.В. не имеет определенного места жительства, стало известно в ходе рассмотрения данного дела. Опека не ведает жилищным фондом, не предоставляет жилье, а лишь формирует списки указанных граждан. Считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является правительство ЕАО.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления по опеке и попечительству ЕАО Любина Ю.К. просит решение отменить, по делу принять новое решение об обязании правительства ЕАО предоставить Сикирицкой А.В., " ... " года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО, в срок до 31.12.2016.
Анализируя правовые нормы Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона ЕАО N 228-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ЕАО", постановления правительства ЕАО N 244-пп о реализации данного закона области, Положение об управлении по опеке и попечительству ЕАО, утвержденное постановлением правительства ЕАО от 24.06.2010 N 248-пп, а также положения Закона ЕАО N 488-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ЕАО" считает, что обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории является компетенцией правительства ЕАО. Отмечает, что судом правительство ЕАО не было привлечено к участию в деле, а следовательно, не решался вопрос по сроку предоставления Сикирицкой А.В. жилого помещения. Предоставление Сикирицкой А.В. жилого помещения в черте муниципального образования "Ленинский муниципальный район" будет возможно посредством приобретения жилых помещений через проведение комитетом по управлению государственным имуществом правительства ЕАО открытого аукциона в электронной форме на средства федеральной субсидии при условии реализации подпрограммы "Жилище", утвержденной постановлением правительства ЕАО от 31.10.2013. И если учитывать, что КУГИ ЕАО в 2014 году объявлены открытые аукционы на приобретение 14 жилых помещений: 9 - в г. Биробиджане, 4 - в Облучье, 1 - в п. Известковом, то предоставление истице жилого помещения станет возможным в срок до 31.12.2016.
Определением судьи суда ЕАО от 19.01.2015 к участию в деле в качестве ответчика по данному делу привлечено правительство Еврейской автономной области, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам суда ЕАО определением от 21.01.2015 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
До рассмотрения дела в апелляционную инстанцию поступили заявления Сикирицкой А.В. и прокурора Ленинского района ЕАО, в которых они уточнили требования и просили обязать правительство ЕАО предоставить Сикирицкой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления по опеке и попечительству правительства ЕАО, правительства ЕАО Любина Ю.К. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что ранее декабря 2016 года предоставить жилое помещение Сикирицкой А.В. не представляется возможным.
Прокурор Холманских Т.А. просила возложить на правительство ЕАО обязанность предоставить Сикирицкой А.В. жилое помещение в границах " ... ".
Сикирицкая А.В. в апелляционную инстанцию не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела Сикирицкая А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период ее пребывания в государственных образовательных учреждениях за ней было закреплено жилое помещение по адресу: " ... ", которое пришло в негодность и проживание в нем невозможно. 26.11.2011 Сикирицкая А.В. окончила областное государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N " ... " " ... "" и проживает у знакомых, жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет. " ... " она заключила договор N " ... " передачи жилого помещения в собственность граждан с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района о передаче ей и ее сестре С.Д. в долевую собственность жилого дома по адресу: " ... ". Однако регистрация сделки не произведена, право собственности у Сикирицкой А.В. и С.Д. на указанный жилой дом не возникло, он числится в реестре имущества муниципальной собственности муниципального образования. Сведения об истице, как о ребенке-сироте, нуждающемся в жилом помещении, содержатся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством.
Следовательно, Сикирицкая А.В. нуждается в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечениия родителей в порядке, установленном действующим законодательством.
Данное обстоятельство не оспаривается.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона ЕАО от 25.01.2013 N 228-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Еврейской автономной области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти области, уполномоченным правительством области на управление специализированным жилищным фондом области, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 1 постановления правительства ЕАО от 25.01.2013 N 244-пп "О реализации закона ЕАО от 25.01.2013 N 228-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Еврейской автономной области" Управление жилищно-коммунального и энергетики правительства ЕАО определено уполномоченным органом исполнительной власти области на управление специализированным жилищным фондом области в соответствии с законом ЕАО от 25.01.2013 N 228-ОЗ.
В соответствии с названным постановлением от 25.01.2013 N 244-пп комитет по управлению государственным имуществом области: готовит проект решения правительства области о приобретении жилых помещений для детей-сирот; приобретает в установленном порядке жилые помещения для детей-сирот; включает в установленном порядке в реестр государственной собственности, приобретенные жилые помещения; готовит проект решения правительства области о включении в специализированный жилищный фонд области, приобретенные жилые помещения, и закреплении их за управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области на праве оперативного управления.
Согласно закону ЕАО от 28.03.2014 N 488-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ЕАО" жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда указанной категории граждан предоставляются за счет средств областного бюджета.
Пунктом 2 ст. 6 закона ЕАО N 280-ОЗ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, установлена норма предоставления жилого помещения в размере не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что согласно действующему законодательству все функции по осуществлению работы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений входят в полномочия правительства ЕАО.
Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения Сикирицкой А.В. как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна быть возложена на правительство Еврейской автономной области, судом первой инстанции обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на управление по опеке и попечительству правительства ЕАО без законных оснований, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения.
Разрешая вопрос о сроке предоставления Сикирицкой А.В. жилого помещения судебная коллегия считает, указанный в апелляционной жалобе срок 31 декабря 2016 года чрезмерным, не соответствующим задачам законодательства, регулирующего порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом установленного действующим законодательством порядка приобретения жилых помещений в государственную собственность судебная коллегия считает реальным срок предоставления жилого помещения Сикирицкой А.В. до 01.06.2015.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 15.08.2014 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Сикирицкой Александры Валентиновны к правительству Еврейской автономной области о предоставлении жилого помещения удовлетворить
Обязать правительство Еврейской автономной области предоставить Сикирицкой Александре Валентиновне " ... " года рождения, уроженке " ... ", по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям " ... " муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области, изолированное жилое помещение, общей площадью не менее 12 квадратных метров, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в границах " ... " муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области в срок до 01.06.2015.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Сикирицкой Александры Валентиновны к управлению по опеке и попечительству правительства Еврейской автономной области о предоставлении жилого помещения отказать.
Апелляционную жалобу ответчика управления по опеке и попечительству правительства Еврейской автономной области считать удовлетворенной.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.