Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 марта 2015 г. гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах Егорова А.С. к Администрации Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 12 января 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах Егорова Александра Сергеевича - удовлетворить.
Обязать Администрацию Юргамышского района Курганской области предоставить Егорову А.С. жилое помещение, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное в "адрес", общей площадью не менее 18 кв. м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Юргамышского района Курганской области жилого помещения специализированного жилого фонда Егорову А.С., " ... " года рождения".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в Юргамышский районный суд Курганской области в интересах Егорова А.С. с исковыми требованиями к Администрации Юрагмышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении истцу жилого помещения и финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Егоров А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец умер, а мать по решению суда лишена родительских прав. Постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области от 12 декабря 2008 г. N 117, истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, собственного жилья, на каком-либо праве он не имеет, договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
Ссылаясь на нормы жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, прокурор просил возложить на Администрацию Юргамышского района Курганской области обязанность предоставить Егорову А.С. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории "адрес" общей площадью не менее 18 кв. м. Просил возложить на Правительство Курганской области обязанность предоставить финансирование Администрации Юргамышского района для предоставления жилого помещения Егорову А.С.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Шабуров В.И. исковые требования поддержал. Пояснил, что в настоящее время Егорову А.С. предоставлена комната в общежитии ГБОУ " ... " где он обучается. Комната ему предоставлена до " ... " года, но истец может быть отчислен из техникума, и ему негде будет проживать.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района по доверенности Бахматова И.С. иск не признала. Пояснила, что специализированного жилого фонда в Юргамышском районе не имеется. Два жилых дома, построенных специально для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полностью заселены. Средств для строительства или приобретения жилья в бюджете района нет, финансовые средства, предусмотренные для указанных целей в бюджете Курганской области в качестве субвенций в бюджет Юргамышского района в 2014 и 2015 годах не поступали.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации Юргамышского района Курганской области по доверенности Некрасова Э.М. иск поддержала. Пояснила, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Юргамышском районе, состоят 43 человека. Финансирование для целей обеспечения жильем данной категории граждан из областного бюджета в бюджет района не поступало.
Истец Егоров А.С., представитель ответчика Правительства Курганской области, представители третьих лиц без самостоятельных требований по иску Главного Управления образования Курганской области, Департамента строительства госэкспертизы и ЖКХ Курганской области, Финансового управления Курганской области, Администрации Юргамышского поселкового совета Юргамышского района Курганской области в судебном заседании не участвовали, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Юргамышским районным судом Курганской области 12 января 2015 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным. Настаивает, что судом первой инстанции допущено неправильное применение материального права, что силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что с 1 января 2013 г., вступили в силу изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми был исключен внеочередной порядок предоставления жилья гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом установлено, что предоставление таким гражданам жилых помещений осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Поскольку оспариваемое решение суда не содержит указания на порядок предоставления жилья, ответчик полагает, что предоставление жилья будет осуществлено во внеочередном порядке. Считает, что этим будут нарушены нормы действующего законодательства, а также права других лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в сформированный список ранее, и у которых также в соответствии с законом возникло право на получение жилого помещения.
Полагает, что требование прокурора об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения для истца не могло быть предметом рассмотрения в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения и не относится к компетенции суда общей юрисдикции.
Настаивает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации неприменимы к правоотношениям, в которых одной стороной выступает гражданин, поэтому суд не должен был решать вопросы, относящиеся к сфере межбюджетных отношений.
Также указывает, что возложенная на ответчика обязанность "по выделению денежных средств на предоставление жилья" не может быть связана с возложенной на Администрацию Юргамышского района обязанностью "предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения". Настаивает, что тем самым суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Юргамышского района Курганской области выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение Юргамышского районного суда Курганской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Егоров А.С., представители Администрации Юргамышского района Курганской области, Правительства Курганской области, Органа опеки и попечительства отдела образования Администрации Юргамышского района Курганской области, Администрации Юргамышского поселкового совета Юргамышского района Курганской области, Финансового Управления Курганской области, Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от Главного управления образования Курганской области представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, Конституцией Российской Федерации отнесено к важнейшей государственной обязанности (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Первостепенные принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2014 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 28 апреля 2014 г.) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Егоров А.С. родился " ... ", его родителями являются Е.С. и Е.Н. (свидетельство о рождении, л.д. 15, оборот).
Согласно свидетельству о смерти, выданному " ... ", Е.С. умер " ... " (л.д. 11).
Решением Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2005 г. Е.Н. лишена родительских прав в отношении сыновей Егорова С., Егорова А., Егорова А., дочери Егоровой А. (л.д. 14).
Постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области от " ... " N, Егоров С., Егоров А., Егоров А. определены в детское государственное учреждение. При этом, жилое помещение за ними закреплено не было, поскольку их родители на регистрационном учете в городе Кургане не состояли, собственного жилья не имели (л.д. 13).
По договору от " ... " Егоров С., Егоров А. и Егоров А. переданы на воспитание в приемную семью Б.А. и Б.О., проживающих в "адрес" (л.л. 12).
24 июня 2013 г. Егоров А.С. окончил обучение в МОУ " ... " (аттестат, л.д. 20). В настоящее время истец обучается в ГБПОУ " ... " срок окончания обучения - " ... " На время обучения ему предоставлено койко-место в общежитии " ... " (л.д. 65-66).
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям органов местного самоуправления, Управления Росреестра по Курганской области, Егоров А.С. не имеет в собственности жилого помещения, договор социального найма с ним не заключался (л.д. 10, 17). По сведениям нотариальной палаты Курганской области, после смерти Е.С. умершего " ... " наследственное дело не заводилось (л.д. 123).
Постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области от " ... ", истец Егоров А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как оставшийся без попечения родителей (л.д. 16). В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей и лиц из их числа, Егоров А.С. состоит под N (л.д. 96-98).
На момент рассмотрения спора жилое помещение Егорову А.С. не предоставлено. Согласно справке Финансового отдела Администрации Юргамышского района Курганской области от " ... " N по состоянию на дату выдачи справки в бюджет Юргамышского района средства областного бюджета на обеспечение жильем лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на исполнение судебных актов о предоставлении жилья указанной категории граждан не поступало, остатков бюджетных средств нет (л.д. 129).
Согласно статье 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм закона, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно установил принадлежность Егорова А.С. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в статье 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу приведенных норм права, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Егоров А.С. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Юргамышского района Курганской области при включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированный в соответствии с пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству".
В установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Егоров А.С. жильем не обеспечен. Данным фактом нарушаются его жилищные права, что дает прокурору основание в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд с иском в защиту прав истца.
С 1 января 2013 г. граждане, относящиеся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Егорова А.С. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с вышеуказанным законом, признания его нуждающимся в получении жилого помещения, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствующим закону.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления истцу жилого помещения не является состоятельным и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу частей 1 и 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Егорову А.С. по договору специализированного найма, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и решением Юргамышской поселковой Думы от 21 ноября 2006 г. N 115, которым норма предоставления площади жилого помещения на территории пос. Юргамыш, установлена в размере не менее 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 19 и 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2015 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Юргамышского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации в целях осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в межбюджетные отношения ответчиков, к которым в силу статей 1 и 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Судебное решение направлено на обеспечение подлинной возможности исполнения судебного решения в разумные сроки в целях предоставления жилья Егорову А.С.
Кроме того, вопрос межбюджетного взаимодействия ответчиков судом не разрешался, так как предметом спора является соблюдение ответчиками социальных гарантий лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 320.1, пунктом 1 абзаца 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 12 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.