Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре Ильиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Захарова Е.Г. к "УПФР" о признании решения "УПФР" незаконным, об обязании ответчика включить в страховой стаж периоды обучения в партийной школе и произвести перерасчет размера трудовой пенсии, поступившее по апелляционной жалобе истца Захарова Е.Г. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 декабря 2014 года, которым постановлено:
Захарову Е.Г. в иске к "УПФР" о признании решения "УПФР" N от 03 марта 2014 года незаконным, обязании ответчика включить в страховой стаж периоды его обучения в СПШ с 01 сентября 1974 года по 31 августа 1976 года, в ВПШ с 01 сентября 1979 года по 01 октября 1982 года и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом этих периодов согласно п.п.3 п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отказать.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЗахаровЕ.Г. обратился в суд с иском к "УПФР" об оспаривании решения об отказе во включении периода работы в трудовой стаж, установлении факта работы и включении периода обучения в партийных школах в страховой стаж, возложении обязанности включить эти периоды в страховой стаж и произвести перерасчет трудовой пенсии. Требования истцом мотивированы тем, что ему в соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначена трудовая пенсия по старости с 20 мая 2010 года. Однако необоснованно не зачтены периоды его обучения в СПШ с 1 сентября 1974 года по 31 августа 1976 года и в ВПШ с 1 сентября 1979 года по 1 октября 1982 года. Полагал решение "УПФР" от 3 марта 2014 года об отказе во включении указанных периодов в трудовой стаж и перерасчете пенсии незаконным. В периоды его обучения в СПШ и ВПШ действовали Закон СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 года и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N59, пунктом 109 которого было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре. При назначении пенсии эти периоды засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего. Учебе истца в партийных школах предшествовали работа в должностях "должность1" и "должность3". В период обучения ему выплачивалась стипендия в размере заработной платы, получаемой до направления на учебу, из стипендии удерживался подоходный налог.
С учетом уточнения требований истец просит признать незаконным указанное решение и обязать ответчика включить в страховой стаж периоды его обучения в СПШ с 1 сентября 1974 года по 31 августа 1976 года и в ВПШ с 1 сентября 1979 года по 1 октября 1982 года, произвести перерасчет размера трудовой пенсии с учетом этих периодов согласно подп.3 п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании истец ЗахаровЕ.Г. и ее представитель НаумовВ.П. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика СпиридоноваЛ.Г. исковые требования не признала.
Судом вынесено указанное ранее решение, обжалованное истцом ЗахаровымЕ.Г. и его представителем НаумовымВ.П. по мотиву незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца НаумовВ.П. просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Истец ЗахаровЕ.Г., представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции не участвовал, заявлениями просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела, выслушав объяснения представителя истца, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела и пенсионного дела ЗахароваЕ.Г., истец является получателем трудовой пенсии по старости с 20 мая 2010 года, назначенной в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на основании заявления истца о назначении пенсии от 18 мая 2010 года. Оценка пенсионных прав истца была произведена на основании п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из общего трудового стажа, как наиболее выгодного для истца.
27 февраля 2014 года ЗахаровЕ.Г. обратился к ответчику с заявлением о включении в общий трудовой стаж и перерасчете размера трудовой пенсии с учетом периодов учебы в СПШ с 1 октября 1976 года по 31 августа 1978 года и в ВПШ с 1 сентября 1979 года по 1 октября 1982 года.
Решением "УПФР" от 3 марта 2014 года ЗахаровуЕ.Г. отказано в перерасчете трудовой пенсии по старости по подп.2 п.1 ст.30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗахаровЕ.Г. с 1 февраля 1971 года работал "должность1", 26 августа 1974 года он был освобожден от должности в связи с выездом на учебу, 1 сентября 1974 года зачислен слушателем в СПШ, где проходил обучение по 31 августа 1976 года. С 1 сентября 1976 года он работал "должность2" в колхозе "Янгорчино", с 17 декабря 1976 года - "должность3" этого колхоза " ... ". 31 августа 1979 года истец уволен в связи с выездом на учебу, 1 сентября 1979 года зачислен слушателем в ВПШ, откуда отчислен 1 октября 1982 года в связи с отзывом на практическую работу. С 28 сентября 1982 года истец работал "должность4".
В архивной справке от 13 мая 2010 года N указывается о наличии сведений о стипендии ЗахароваЕ.Г. в период обучения в СПШ с сентября 1974 года по август 1976 года в размере "сумма". Как указано в архивной справке N от 2 сентября 2010 года, в архивном фонде ВПШ в ведомостях на выдачу стипендии слушателям ВПШ за 1979-1982 годы имеются сведения о стипендии ЗахароваЕ.Г. за период с сентября 1979 года по сентябрь 1983 года в размере "сумма", из стипендии ежемесячно удерживался подоходный налог.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии со ст.31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст.10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень этих периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Согласно данной правовой норме период обучения в учебном заведении в страховой стаж не засчитывается.
Учитывая, что в период обучения в СПШ и ВПШ истцу выплачивалась не заработная плата по месту работы, а стипендия по месту учебы, на период обучения он был уволен с мест работы, а по окончании вновь принят на работу, само по себе предоставление слушателям высших партшкол дополнительных льгот в виде стипендии в размере заработной платы, получаемой до учебы, удержание со стипендии подоходного налога, не приравнивает учебу к трудовой деятельности, поэтому оснований для включении периодов обучения в советско-партийной школе и высшей партийной школе в страховой стаж не имеется.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что одним из условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.2); предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 ст.30, либо в порядке, установленном пунктом 4 ст.30, либо в порядке, установленном пунктом 6 ст.30 (пункт 2 ст.30). В перечне, содержащемся в пункте 3 ст.30 Федерального закона, учеба в качестве подлежащей включению в стаж иной деятельности не предусмотрена, включение в общий трудовой стаж периода учебы предусмотрено пунктом 4 ст.30 указанного закона.
Таким образом, учитывая, что период учебы (в том числе в СПШ и ВПШ) не относится к трудовой и/или иной деятельности, к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, в общий трудовой стаж зачитывается не любая иная общественно полезная деятельность, а только та, которая дифференцированно включена в п.3 и п.4 ст.30 вышеуказанного Закона, пенсионер вправе выбирать назначение пенсии по одному из двух вариантов, наиболее выгодному для него (по п.3 или по 4 ст.30 указанного Федерального закона), размер трудовой пенсии по старости определен ЗахаровымЕ.Г. в порядке, предусмотренном п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривающим возможности включения периода учебы в страховой стаж, оснований для включения в страховой стаж периодов обучения истца в СПШ и ВПШ не имелось.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Поскольку период обучения в учебном заведении в п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не указан, в страховой стаж, рассчитанный в порядке, предусмотренном указанным п.3 ст.30 Федерального закона, он не засчитывается.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости сохранения прав, ранее предоставлявшихся пенсионным законодательством, судебная коллегия находит несостоятельными и во внимание не принимает по следующим основаниям.
Как следует из Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N590, в ранее действующем законодательстве речь шла о включении учебы в трудовой стаж, а не в страховой.
Трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, который в силу ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года).
В Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятие трудового стажа заменено понятием "страховой стаж", наряду с которым для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, применяется и понятие "общий трудовой стаж".
Поскольку из материалов дела видно, что в период обучения в СПШ и ВПШ истцу выплачивалась не заработная плата по месту работы, а стипендия по месту учебы, на период обучения он был уволен с места работы, а по окончании обучения в партшколах вновь принят на работу на другую должность, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что страховые взносы начислялись на заработную плату истца, сохраненную на время обучения в партшколах. Как указывалось ранее, само по себе предоставление слушателю партшколы дополнительных льгот в виде установления размера стипендии в размере заработной платы, получаемой до учебы, взыскание со стипендии подоходного налога, не приравнивает учебу к трудовой деятельности. Доводы заявителя жалобы об уплате за ЗахароваЕ.Г. страховых взносов в период его обучения в СПШ и ВПШ, о распространении на него государственного социального страхования не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны не ошибочном толковании действующего законодательства, а также характера полученных в период обучения денежных средств (стипендии) как заработной платы. Доводы о том, что спорные периоды обучения в партшколах должны быть включены в страховой стаж как "иные периоды" в соответствии со ст.11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также основаны на неправильном толковании норм права, судебная коллегия их отклоняет, поскольку период подготовки к профессиональной деятельности (обучение в высшем учебном заведении) не относится к периодам, засчитываемым в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и, соответственно, для отмены или изменения обжалуемого им решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Захарова Е.Г. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.