судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда
в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Жуковой Е.Г., Мананниковой В.Н.
при секретаре Теряевской Ю.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу судьи Прошиной Л.П. дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 29 января 2015г., которым постановлено:
Исковые требования Веретенниковой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области об отмене решения заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части, возложении обязанности по льготному исчислению специального трудового стажа - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области, оформленное протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в исчислении льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) периода работы Веретенниковой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестизистки хирургического отделения военно-морского госпиталя (войсковая часть N), периода нахождения ее в отпусках по беременности и родам в связи с рождением двух детей: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложив на ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области обязанность - включить указанные периоды работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., пояснения представителя ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Улыбиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Веретенникова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях по старости". Решением ГУ УПФ РФ N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей отказано ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж были включены в календарном порядке периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения военно-морского госпиталя (в/ч N), а также отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Считая данный отказ незаконным, Веретенникова О.В. просила решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району отменить в части исчисления в календарном порядке периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры - анестезиста хирургического отделения военно-морского госпиталя (в/ч N) и периодов нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика засчитать указанные периоды в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, как один год работы за один год шесть месяцев; обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Кузнецкий районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность приводя доводы, послужившие основанием для вынесения решения об отказе Веретенниковой О.В. в назначении пенсии.
Веретенникова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и нормами действующего материального и процессуального права.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент обращения Веретенниковой О.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и вынесения обжалуемого решения об отказе в назначении пенсии, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно конституционным принципам, новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. Принимая во внимание статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о действии закона во времени, для зачета предыдущей деятельности по охране здоровья граждан в лечебном учреждении должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району N от ДД.ММ.ГГГГ Веретенниковой О.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ее специальный трудовой стаж ответчиком были засчитаны в календарном порядке периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "медицинской сестры - анестизистки" хирургического отделения военно-морского госпиталя (войсковая часть N); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуска по беременности и родам.
Разрешая спор и признавая незаконным решение ответчика в указанной части, суд исходил из того, что в указанный период работы истца действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производится по правилу - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся Приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в разделе "наименование структурных подразделений" предусматриваются отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, в разделе "наименования должностей" - медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты.
Из справки Военного комиссариата "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Веретенникова (Борминцева) О.В. по данным учета Отдела "данные изъяты" была направлена в загранкомандировку во "данные изъяты" "данные изъяты" ОГВК Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ на должность медсестры-анестезистки в в/часть N.
Центральным архивом "данные изъяты" предоставлены сведения о том, что войсковая часть N в 1996-1998 г.г. относилась к "данные изъяты" подвижному Военно-морскому госпиталю.
Согласно сведениям, предоставленным Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, организационная структура войсковой части N в период с 1996 г. по 1998 г. была определенна штатом N военно-морского госпиталя - на 50 коек - и включала: управление (командование и финансовое отделение), основные подразделения (отделения: приемное, хирургическое (с палатами гнойной хирургии), терапевтическое, инфекционное, лабораторное; кабинеты: стоматологический, физиотерапевтический, рентгеновский); подразделения обеспечения (аптека, часть материально-технического обеспечения, столовая).
Установив указанные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что согласно штату военно-морского госпиталя (в/ч N) N отделение хирургии, в котором осуществляла трудовую деятельность Веретенникова О.В., относится к отделению стационара госпиталя, что дает ей право на включение спорного периода работы в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 года и 6 месяцев.
В период работы истца в должности медицинской сестры - анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации в "данные изъяты" городской больнице (реорганизована в ГБУЗ " "данные изъяты" межрайонная больница") с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вывод суда о включении в специальный стаж в льготном исчислении указанных периодов является правильным, основанным на материалах дела и законе.
Согласно абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (с изменениями), в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Таким образом, как правильно указал суд, периоды нахождения Веретенниковой О.В. в отпусках по беременности и родам в связи с рождением двух детей, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении.
При включении в специальный трудовой стаж истца спорных периодов специальный трудовой стаж истца, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составит 30 лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что дает ей право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с соответствующим заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 29 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.