Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Хуснутдиновой И.И., Галенко В.А.,
при секретаре Гусевской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 06 ноября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Дымочко М. Ю. к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., объяснения представителя Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Григорьевой Ю.Б., истца Дымочко М.Ю., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Дымочко М.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность "данные изъяты" Департамента природопользования Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе. После увольнения стало известно, что ответчик не начислил и не выплатил ему премию за ДД.ММ.ГГГГ, в то время как работающим сотрудникам такая премия была выплачена, также неверно выплатил денежное содержание при увольнении. Просил суд взыскать с ответчика в его пользу выходное пособие в размере "данные изъяты"; компенсацию за неиспользованный отпуск - "данные изъяты"; компенсацию за нарушение сроков выплат при увольнении - "данные изъяты"; компенсацию морального вреда - "данные изъяты"; премию за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 06 ноября 2014 года исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Взыскать с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего востока в пользу Дымочко М.Ю. денежное содержание (выходное пособие) в размере "данные изъяты", компенсацию за неиспользованный отпуск в размере "данные изъяты", денежную компенсацию за нарушение сроков выплат при увольнении в размере "данные изъяты", премию за ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты", всего взыскать "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе Минвостокразвитие России просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что сумма дополнительного материального стимулирования, выплаченная истцу в ДД.ММ.ГГГГ, премией не является и не входит в состав денежного содержания. Указывает, что суд неверно рассчитал компенсацию за неиспользованный отпуск, взяв за расчет среднемесячное 29,3 количество календарных дней, в то время как среднемесячное количество календарных дней было 29,4. Помимо этого указывает, что Дымченко М.Ю. не получал средств материального стимулирования, осуществляемого за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7. Также считает, что выплата премии, установленная п. 9 раздела IV Служебного контракта, является правом, а не обязанностью работодателя.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ Дымченко М.Ю. назначен на должность "данные изъяты" Департамента природопользования Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока по срочному служебному контракту сроком на 1 год для выполнения определенных задач (л.д. 52).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N служебный контракт с Дымочко М.Ю. расторгнут, с ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по истечению срока действия срочного служебного контракта (л.д. 54).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N Дымченко М.Ю. назначен на должность "данные изъяты" Департамента природопользования Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока как состоящего в кадровом резерве, с испытательным сроком 6 месяцев (л.д. 53).
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ N служебный контракт с Дымочко М.Ю. расторгнут, истец уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" с выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д. 64-70).
При увольнении Дымочко М.Ю. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск - "данные изъяты", четырехмесячное денежное содержание - "данные изъяты" (л.д. 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3).
Вышеуказанным требованиям решение суда не отвечает.
Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика денежного содержания в размере "данные изъяты" суд исходил из того, что при увольнении Дымочко М.Ю. в расчет размера денежного содержания ответчиком необоснованно не была включена сумма дополнительного стимулирования, начисленная и полученная истцом за 12 месяцев, предшествующих увольнению, которая входит в систему оплаты труда.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит нормам права.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе", гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (часть 3.1. Закона).
Согласно ч. 2 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В пункте 2 Правил указано, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.Из пункта 8 Правил следует, что в случаях, предусмотренных подпунктом "Д" пункта 1 настоящих Правил (т.е. при увольнении по сокращению должности) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "А" - "Г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "Д" - "Ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Из материалов дела (справка формы 2 НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ) следует, что Дымочко М.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ выплачено единовременное дополнительное материальное стимулирование в размере "данные изъяты" на основании постановления Правительства РФ N 551-17 от 01 июля 2013 года о распределении бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", между федеральными государственными органами на осуществление материального стимулирования гражданских служащих центральных аппаратов сверх установленного фонда оплаты их труда.
Поскольку ассигнования федерального бюджета, выделенные федеральным государственным органам на основании постановления N 551-17, не включаются в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих этих органов, не относятся к обязательным и регулярным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда государственных гражданских служащих, следовательно, средства, выплаченные гражданским служащим в виде дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываться при исчислении размера денежного содержания, сохраняемого на периоды, установленные Федеральным законом N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При таком положении у суда первой инстанции правовые основания для включения в расчет среднего заработка истца разовой выплаты по дополнительному материальному стимулированию в размере "данные изъяты", и, соответственно, для взыскания недоплаченных сумм денежного содержания за четыре месяца отсутствовали.
Представленное в материалы дела письмо Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года N 14-14-05/34482 с разъяснениями о том, что к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует отнести суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 238-7 от 27 марта 2014 года, противоречит содержанию постановления Правительства РФ по вопросам выделения ассигнований на указанные цели, где разъяснено, что данные средства выплачиваются сверх установленного фонда оплаты труда. Позиция Минфина РФ, изложенная в указанном письме, о включении дополнительного материального стимулирования государственных гражданских служащих в денежное содержание (средний заработок), диаметрально противоположна ранее данным разъяснениям в письме от 11 апреля 2014 года N 14-04-04-16705, противоречит содержанию и смыслу ст. 50 ФЗ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", влечет необходимость дополнительного финансирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих за счет средств федерального бюджета, которое бюджетом на 2013 и 2014 год не предусмотрено.
Кроме того, указанные разъяснения даны Министерством финансов РФ за пределами своей компетенции, так как в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ от 30 июня 2004 года N 329 Минфином РФ не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на Министерство возложена соответствующая обязанность. Право давать разъяснения по применению положений Федерального закона N 79-ФЗ, Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" и других нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, изданных по вопросам оплаты труда гражданских служащих, Министерству финансов РФ не предоставлялось.
Также из материалов дела следует, что при увольнении Дымочко М.Ю. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (47 календарных дней) в размере "данные изъяты".
Разрешая требования истца о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете среднего заработка истца незаконно не была учтена выплаченная в ДД.ММ.ГГГГ сумма дополнительного материального стимулирования в размере "данные изъяты", а также из того, что с 02 апреля 2014 года расчетное количество календарных дней для исчисления среднего дневного заработка составляет 29,3 (ч. 4 ст. 139 ТК РФ в редакции Федерального закона от 02 апреля 2014 года), в связи с чем произвел перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск.
Вместе с тем, исчисление денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562. Согласно данному пункту Правил в редакции, действовавшей на момент расторжения служебного контракта с Дымочко М.Ю., среднемесячное число календарных дней, используемое при исчислении денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска устанавливалось в размере 29,4.
Постановлением N 642 в данный пункт Правил внесены изменения в части замены среднемесячного числа календарных дней на 29,3.
Вопросы исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих регулируются специальным законодательством Российской Федерации о гражданской службе, до 22 июля 2014 года (дата вступления в силу постановления N 642) при исчислении денежного содержания федерального гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска использовалось среднемесячное число календарных дней в размере 29,4.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для перерасчета компенсации за неиспользованный отпуск у суда первой инстанции не имелось.
Удовлетворяя требования о взыскании премии за ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из действующего у работодателя Положения о порядке премирования и пришел к выводу о том, что спорная премия носит систематический характер и входит в систему оплаты труда истца, в его денежное содержание как государственного гражданского служащего в виде иных дополнительных выплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.
Судебная коллегия считает, что данный вывод суда не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 15 октября 2012 года N 37, премирование гражданских служащих Министерства производится за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Министерство.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Анализ указанной нормы дает основание для вывода о том, что премия по итогам работы за квартал является премией за выполнение особо важных и сложных заданий. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и разрешение вопроса о ее выплате относится к исключительной компетенции работодателя.
Оснований для выплаты истцу премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ представитель нанимателя не усмотрел, в связи с чем оснований для взыскания указанной премии у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание, что нарушение ответчиком трудовых прав истца на своевременное получение денежных средств в полном объеме не имело места, основания для взыскания компенсации морального вреда, компенсации за задержку выплат в порядке ст. 236 ТК РФ и судебных издержек отсутствовали.
В связи с неправильным применением норм материального права решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ.
Так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме по указанным выше основаниям.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 06 ноября 2014 года по делу по исковому заявлению Дымочко М. Ю. к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления Дымочко М. Ю. к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Г.Н. Кочукова
Судьи: И.И. Хуснутдинова
В.А. Галенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.