Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Иском Е.П.
судей Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2015 года дело по заявлению Кириллиной Т. М. к администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского района Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, по апелляционной жалобе КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 21 января 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Кириллина Т.М. обратилась в суд с заявлением к администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского района Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года. В обоснование требования указала, что является собственником жилого дома N по "адрес". Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 23 июня 2014 года она и члены ее семьи признаны пострадавшими в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, имеющими право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного. ДД.ММ.ГГГГ члены ее семьи получили сертификат на приобретение жилья взамен утраченного и ДД.ММ.ГГГГ приобрели "данные изъяты" долю жилого дома N в виде квартиры N по "адрес". При этом ей в выдаче сертификата было отказано в связи с тем, что у нее имеется иное жилое помещение пригодное для проживания, а именно дом N по "адрес". Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 18 сентября 2014 года установлен факт заключения ею ДД.ММ.ГГГГ договора дарения вышеуказанного дома ФИО1 и что свидетельствовало об отсутствии у нее на момент ЧС иного жилого помещения пригодного для проживания. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась в Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного. Однако ДД.ММ.ГГГГ ею получен отказ в удовлетворении заявления, поскольку ранее данным органом уже был выдан сертификат на получение денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного. Считает, данный отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки незаконным, просит суд признать за ней право на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного.
В ходе рассмотрения дела Кириллина Т.М. уточнила свои исковые требования, просила признать незаконным отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому краю" в предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения. От заявленных требований к администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского района Хабаровского края отказалась.
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 21 января 2015 года заявление удовлетворено. Отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилья Кириллиной Т.М., признанной пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, признан незаконным. На КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" возложена обязанность, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Кириллиной Т.М.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Ссылается на однократность предоставления мер социальной поддержки в отношении одного жилого помещения. Указывает, что поскольку такая мера уже была предоставлена членам семьи Кириллиной Т.М., то повторно эта же мера за то же жилое помещение Кириллиной Т.М. предоставлена быть не может.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом. От них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, которые были удовлетворены, в связи с чем, дело рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, на возмещение ущерба, причиненному их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера" граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Решением Правительства РФ от 09 августа 2013 года N569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09 августа 2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года N693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутии), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", постановлено считать одной из важнейших государственных задач ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, в связи с чем, Правительству РФ предложно решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодно для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов РФ и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Как следует из представленных материалов дела, жилой дом, расположенный по "адрес", принадлежащий на праве собственности Кириллиной Т.М., попал в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации и заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации Нанайского муниципального района от 05 сентября 2013 года N 157 "О создании межведомственной комиссии по определению ущерба нанесенного стихией на территории Нанайского муниципального района", был признан не пригодным для проживания и не подлежащим восстановлению (л.д. 9-10).
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 23 июня 2014 года Кириллина Т.М. и члены ее семьи: ФИО2., ФИО3 и ФИО4, были признаны пострадавшими в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, имеющими право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3 и ФИО4 получили сертификат на приобретение жилого помещения, а Кириллиной Т.М. в удовлетворении заявления о предоставлении такой меры социальной поддержки было отказано по тем основаниям, что у нее в собственности имеется иное жилое иное жилое помещение пригодное для проживания.
Согласно решения Нанайского районного суда Хабаровского края от 18 сентября 2014 года установлен факт заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ между Кириллиной Т.М. и ФИО1, что свидетельствует об отсутствии у Кириллиной Т.М. иного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Кириллина Т.М. повторно обратилась с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" о предоставлении ей меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, в чем ей было отказано, но уже по тому основанию, что членами ее семьи указанная мера соц. поддержки уже реализована.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений (введен Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N205-пр Приложение 16.) право на получение данной меры социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении; не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Указанная мера поддержки предоставляется данным гражданам: однократно и в отношении одного жилого помещения; в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком либо приложениями N 15, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр.
Под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, находившееся в собственности граждан и признанное непригодными для проживания, либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утрачено в результате гибели.
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
К членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв. метров.
При рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции было установлено, что Кириллина Т.М. является собственником жилого дома N по "адрес", постоянно проживала в нем на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения не имеет, что подтверждается решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 18 сентября 2014 года (л.д.16-18).
В ходе судебного разбирательства обстоятельств того, что заявитель уже воспользовалась данным правом или правом на получение иных мер социальной поддержки, а именно в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного, а форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта дома (Приложение 15, 17 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012г. N205-пр), установлено не было.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных судом обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Кирилловой Т.М. требований и признании отказа КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, незаконным.
С учетом того, что решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 23 июня 2014 года Кириллина Т.М. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, имеющая право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного, суд первой инстанции, правомерно возложил обязанность на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Кириллиной Т.М.
С приведенными в апелляционной жалобе доводами о том, что такая мера социальной поддержки уже предоставлена ФИО2, ФИО3 и ФИО4, и не может быть предоставлена Кириллиной Т.М., поскольку данная мера поддержки предоставляется однократно, в отношении одного и того же помещения, судебная коллегия согласиться не может.
Из содержания п.1.2 "Порядка предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья в замен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года", разработанным в целях реализации мер социальной поддержки (Приложение N 16 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр. (ред. от 09.04.2014)), следует, что основаниями для получения меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья на основании Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", является факт постоянного проживания на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, а также отсутствие другого жилья, пригодного для проживания, при этом условие о невозможности предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки отдельно собственнику при реализации такой меры только членам семьи утраченного жилого помещения, вышеприведенные нормативные акты не содержат. Тогда как совокупность установленных в отношении Кириллиной Т.М. обстоятельств, свидетельствует о возникновении у нее права на получение меры социальной поддержки, и которого она не может быть лишена ввиду реализации своего права членами ее семьи ФИО2, ФИО3 и ФИО4
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на оценке собранных по делу доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, не допущено, в связи с чем, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 21 января 2015 года по заявлению Кириллиной Т. М. к администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского района Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Иском Е.П.
Судьи Волошина Е.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.