Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Масловой Т.В.,
судей: Дорожко С.И., Шиловой О.М.
при секретаре Вьюшине Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 марта 2015 года гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур" признании незаконным и отмене представления Хабаровского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении нарушений законодательства о транспортной и авиационной безопасности по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур" на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя ОАО "Артель старателей "Амур" Бологову О.В., старшего помощника Хабаровского транспортного прокурора Челышева Д.О., представителя УГАН НОТБ ДФО Роспотребнадзора Андриянова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество "Артель старателей "Амур" (далее - ОАО "Артель старателей "Амур") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления Хабаровского транспортного прокурора.
В обоснование требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО "Артель старателей "Амур" Хабаровской транспортной прокуратурой вынесено представление N, которым предписано устранить нарушения законодательства транспортной и авиационной безопасности. Считает представление незаконным, поскольку оно вынесено на основании результатов проверки, проводимой УГАН НОТБ ДФО Роспотребнадзора, без участия прокуратуры. Прокурором не было учтено, что аэропорт "данные изъяты" и аэродром "данные изъяты" используются как посадочные площадки, и не являются объектами транспортной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Артель старателей "Амур" привлечено УГАН НОТБ ДФО Роспотребнадзора к административной ответственности по "данные изъяты" за нарушение авиационной безопасности. Повторное привлечение ОАО "Артель старателей "Амур" Хабаровской транспортной прокуратурой к ответственности за тоже правонарушение по разному квалифицированное государственными органами недопустимо. Сертификаты соответствия на аэропорт "данные изъяты" подтверждают его статус как объекта авиационной, а не транспортной безопасности. Действующим законодательством не предусмотрено категорирование посадочных площадок, которые не являются объектами транспортной безопасности. В представлении необоснованно указано о недействительности удостоверения N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителю исполнительного директора ОАО "Артель старателей "Амур" ФИО1 о прохождении обучения в сфере обеспечения транспортной безопасности в институте дополнительного образования в "данные изъяты". По мнению заявителя, законодательством не установлен перечень учебных заведений, наделенных исключительными полномочиями на проведение обучения по вопросам транспортной безопасности. ФИО1 прошел обучение в институте дополнительного образования "данные изъяты" по дополнительной профессиональной программе "Подготовка руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры". Образовательная деятельность "данные изъяты" по осуществлению дополнительного образования согласно ч.1 ст. 92 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не подлежит аккредитации.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу (УГАН НОТБ ДФО Роспотребнадзора).
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 22.12.2014 года в удовлетворении требований ОАО "Артель старателей "Амур" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Артель старателей "Амур" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает что, в связи с истечением срока действия свидетельств о государственной регистрации годности к эксплантации аэропорта "данные изъяты" и аэродрома "данные изъяты", приказами ОАО "Артель старателей "Амур" изменен их статус на посадочные площадки, в связи с чем, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 23.07.2014 г. N 196, не подлежат категорированию по видам транспорта. На основании вынесенного прокурором представления в отношении ОАО "Артель старателей "Амур" возбуждено дело об административном правонарушении по "данные изъяты", тогда как ранее общество уже было привечено к административной ответственности за данное правонарушение. Выражает несогласие с выводом суда о том, специалист ОАО "Артель старателей "Амур" ФИО1, ответственный за обеспечение транспортной безопасности в организации, не прошел обучение транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта, поскольку он прошел обучение в институте дополнительного образования "данные изъяты" по дополнительной профессиональной программе "Подготовка руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры". Программа обучения включала в себя изучение вопросов авиационной безопасности. Судом не был исследован вопрос установления компетенции "данные изъяты" на осуществление обучения в сфере транспортной безопасности в области воздушного транспорта.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности", под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" дано определение понятия "транспортная безопасность" как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 3 ст. 4 названного Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства названный Федеральный закон возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года N 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Требования изданы Минтрансом России в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности", предусматривающей, что требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Минтрансом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Согласно пп.7 п.2 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 7.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Подпунктом 5.13 пункта 5 Требований транспортной безопасности предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры, обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: основные программы профессионального обучения; дополнительные профессиональные программы.
Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, имеет право устанавливать в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Разработка и утверждение типовых основных программ профессионального обучения и типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности возложена на Минтранс РФ, который осуществляет свои полномочия на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Приказом Минтранса России от 08.09.2014 N 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе, типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, целью которой является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать соответствующий работник транспортной безопасности, содержит учебный план, технико-педагогические условия ее реализации и формы аттестации.
Приказом Минтранса России от 31.07.2014 N 212 утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, который включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку сил обеспечения транспортной безопасности (далее - силы ОТБ) и направлен на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности (далее ОТБ) работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие установленным требованиям.
Решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности.
Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Подготовка персонала для работы на транспорте имеет свои особенности, которые определяются тем фактом, что транспорт представляет собой источник повышенной опасности. Деятельность работающего на транспорте персонала напрямую связана с возможными угрозами жизни и здоровью людей.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ, подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Уполномоченным органом является в данном случае Федеральное агентство воздушного транспорта.
Частью 4 статьи 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Хабаровской транспортной прокуратурой совместно с УГАН НОТБ ДФО Роспотребнадзора была проведена плановая проверка исполнения ОАО "Артель старателей "Амур" требований законодательства о транспортной безопасности, являющемся субъектом транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки было установлено, что в пользовании артели находятся аэропорт "данные изъяты" и аэродром "данные изъяты". В нарушение ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пп. 5.1., 5.5., 5.8, 5.13, 5.16, 5.25, 5.29, 5.31.19 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта "данные изъяты" ФИО2, ФИО3, являющиеся непосредственно силами, обеспечивающими транспортную безопасность в объекте транспортной инфраструктуры, не обучены в сфере транспортной безопасности в сертифицированных учреждениях дополнительного профессионального образования; в аэропорту "данные изъяты" не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности; отсутствуют стационарные контрольно-пропускные пункты для допуска лиц в контролируемую зону аэропорта, воспрепятствование проникновению лиц на территорию аэропорта не обеспечено; не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ввиду отсутствия данных постов и КПП на территории объекта транспортной инфраструктуры; бумажные носители для пропусков хранятся в условиях, не обеспечивающих их сохранность (на столе начальника аэропорта); не сформировано подразделение транспортной безопасности; не выполнены мероприятия по реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта аэропорта "данные изъяты"; не восстановлено периметровое ограждение аэропорта; не разработан, не утвержден, и соответственно, не реализован план обеспечения транспортной безопасности аэродрома "данные изъяты"; ответственный за обеспечение транспортной безопасности ФИО1 не имеет обучения в сфере обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры объектов воздушного транспорта.
Хабаровским транспортным прокурором от ДД.ММ.ГГГГ N вынесено представление, которым ОАО "Артель старателей "Амур" было предписано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших перечисленные в представлении нарушения закона.
Установив, что со стороны ОАО "Артель старателей "Амур" имело место нарушение исполнения законодательства о транспортной и авиационной безопасности, что не исключает возможности создания реальной угрозы безопасности на объектах воздушного транспорта, суд пришел к правильному выводу о том, что представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает прав и законных интересов заявителя, вынесено с соблюдением предусмотренных законом порядка принятия и формы акта прокурорского реагирования, в рамках полномочий, предоставленных прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в силу п.1 ст. 21, п. 3, ст. 22, ст. ст. 24, 28 которого, прокурор при осуществлении своих служебных полномочий действует в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, в случае установления факта нарушения ими закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что аэродром "данные изъяты", аэропорт "данные изъяты" используется как посадочные площадки, поэтому не подлежат категорированию, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они не исключены из Государственного реестра гражданских аэродромов, и, согласно приказам ОАО "Артель старателей "Амур" от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ, N используются в качестве посадочных площадок временно, на период проведения сертификации: аэропорт "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ., аэродром "данные изъяты" - с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 прошел необходимое обучение в области обеспечения транспортной безопасности, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом генерального директора ОАО "Артель старателей "Амур" от ДД.ММ.ГГГГ N, заместитель исполнительного директора ФИО1 назначен ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
ФИО1 прошел повышение квалификации в Институте дополнительного образовании "данные изъяты" по дополнительной профессиональной программе "Подготовка руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры".
Вместе с тем, в силу требований вышеприведенных норм закона, ФИО1 должен был пройти специальную профессиональную подготовку транспортной безопасности по виду транспорта - воздушного, включающую в себя соответствующую тренажерную и практическую подготовку.
Данных о наличии в "данные изъяты" учебно-тренажерной базы, необходимой для проведения специальной профессиональной подготовки транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта суду не представлено.
Кроме того, как следует из п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан: разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе, номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС; обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации; допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных Требований, профессиональная подготовка, повышение квалификации и аттестация сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности связана с наличием номенклатуры (перечня) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС, которая, в свою очередь, является приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, план обеспечения транспортной безопасности аэродрома "данные изъяты" отсутствует.
Остальные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, были предметом судебного рассмотрения, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур" оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Т.В. Маслова
Судьи: С.И. Дорожко
О.М. Шилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.