Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 17 марта 2015 г. по делу N 33-90/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Пака И.Э.,
Белкина И.В.,
при секретаре Перовой А.А., с участием представителя заявителя Велигуры И.А. - адвоката Костериной Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Велигуры И.А. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2014 года, в соответствии с которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N Велигуры И.А. об оспаривании действий руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") и начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Саратовской области - г. Саратов (далее - территориальное отделение ФГКУ "Центррегионжилье", г. Саратов), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заявителя Костериной Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Велигура приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2010 года N досрочно уволен с военной службы в запас в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подп. "е" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и приказом командира войсковой части N от 2 февраля 2011 года N исключен из списков личного состава части с 15 февраля 2011 года.
В июле 2014 года Велигура обратился в территориальное отделение ФГКУ "Центррегионжилье", г. Саратов с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г. Белгороде.
Решением начальника территориального отделения ФГКУ "Центррегионжилье", г. Саратов от 14 августа 2014 года N 19/189, принятом по заявлению Велигуры, последнему было отказано в принятии на такой учет.
Считая свои права нарушенными, Велигура обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение начальника территориального отделения ФГКУ "Центррегионжилье", г. Саратов и обязать данное должностное лицо обеспечить его жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
Кроме того Велигура просил признать незаконными действия ФГКУ "Центррегионжилье", выразившиеся в отказе в постановке его на учет на получение постоянной жилой площади после увольнения с военной службы в установленном порядке.
Рассмотрев данное заявление, Саратовский гарнизонный военный суд решением от 18 декабря 2014 года в удовлетворении требований Велигуры отказал.
Не согласившись с таким решением суда, Велигура подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с применением судом закона, не подлежащего применению, и неправильным истолкованием закона, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы Велигура указывает, что согласно ордеру N от 10 июня 2002 года ему на состав семьи четыре человека была предоставлена служебная трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес". В связи с его переводом в войсковую часть N, дислоцированную в "адрес", ордер на указанную квартиру был переоформлен на договор социального найма жилого помещения, в которой его семья вынуждена была проживать, поскольку по месту прохождения военной службы в войсковой части N служебное жилое помещение ему предоставлено не было.
Также Велигура отмечает, что решением жилищной комиссии войсковой части N от 26 февраля 2009 года (протоколом N он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, внесен в список очередников на получение жилья и в соответствии с требованиями пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации документы для его постановки на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, были направлены в КЭЧ войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
Далее Велигура указывает, что его право на предоставление жилого помещения, предусмотренное п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не прерывалось, а все жилищные дела военнослужащих, согласно п. 10 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, КЭЧ войсковой части N должны были быть переданы в ФГКУ "Центррегионжилье" г. Екатеринбург, поскольку за военнослужащими, ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений, в том числе и по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает далее Велигура, ему не направлялось.
В заключение жалобы заявитель, давая собственный анализ п. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 6, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 7 Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, и отмечая при этом, что его календарная выслуга лет составляет 27 лет 6 месяцев, он и члены его семьи подписали нотариально удостоверенное обязательство о сдаче жилого помещения, расположенного в ЗАТО Светлый Саратовской области, считает, что он приобрел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства либо жилищной субсидии на приобретение жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителя заявителя Костериной Т.А., судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Велигура заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2010 года N досрочно уволен с военной службы в запас в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно за преступление совершенное умышленно (подп. "е" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и приказом командира войсковой части N от 2 февраля 2011 года N исключен из списков личного состава воинской части с 15 февраля 2011 года, он и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма, расположенным по адресу: "адрес", общей площадью 65,9 кв. метров.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", под. "а" п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к которым относится заявитель, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Вопреки ошибочному мнению заявителя, военнослужащие при увольнении с военной службы имеют право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства только при наличии определенных оснований для увольнения, а именно: по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Пункт 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на который ссылается Велигура в своей жалобе, предусматривает невозможность снятия граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более и не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы без их согласия до предоставления им жилого помещения по последнему месту прохождения военной службы.
Поскольку заявитель уволен с военной службы в связи с назначением ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, то оснований для обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства у него не имеется, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Более того, в силу требований ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, п.п. 1, 8, 9, 13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, военнослужащие, увольняемые с военной службы, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства на основании поданных ими рапортов и предоставленных документов, подтверждающих их право состоять на таком учете.
Однако заявителем доказательств его обращения при увольнении с военной службы в жилищную комиссию воинской части с рапортом о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, предоставления для этого необходимых документов, а также принятия жилищной комиссией решения по этому вопросу, суду представлено не было.
Решение жилищной комиссии войсковой части N от 26 февраля 2009 года (протокол N), на которое указывает Велигура, может свидетельствовать лишь о постановке его на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с прибытием его к новому месту военной службы и только по месту прохождения военной службы.
Таким образом, не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению делу, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N Велигуры И.А. об оспаривании действий руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Саратовской области - г. Саратов, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Велигуры И.А. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.