Тверской областной суд в составе судьи Гришиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Суханове М.А.,
с участием представителя Рамешковского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ Мальцевой Н.М., представителя Правительства Тверской области Ковалевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Рамешковского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области направить эти сведения в орган кадастрового учета, определить, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Рамешковское районное потребительское общество Тверского областного союза потребительских обществ (далее Рамешковское РАЙПО) обратилось в Тверской областной суд с заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости следующих объектов недвижимости:
- распределительного склада, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Вино-водка", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Продовольственный" N 1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- здание магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Промтовары" и "Продмаг N2", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- продовольственного магазина N1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- здания магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Универмаг", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей.
Заявитель также просил суд о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области направить эти сведения в орган кадастрового учета, определить, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Требования мотивированы несоответствием кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости их рыночной стоимости, что, по мнению заявителя, затрагивает его права и законные интересы, поскольку кадастровая стоимость будет являться налоговой базой для исчисления налога на имущество. В обоснование заявитель сослался на п.2 ст.375, ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость.
В процессе рассмотрения дела заявитель уточнил требования в части
установления кадастровой стоимости в размере рыночной распределительного склада, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, просил установить ее в размере "данные изъяты" рублей (вместо "данные изъяты" рублей).
При этом заявитель отказался от заявленных требований в части возложения обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о направлении сведений об установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости в орган кадастрового учета. Определением суда производство в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель Рамешковского РАЙПО Мальцева Н.М. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что рыночная стоимость всех объектов недвижимого имущества определена по состоянию на 02 июня 2011 года и является сопоставимой с их кадастровой стоимостью, определенной в том числе и органом кадастрового учета по состоянию на 2014 год, поскольку при определении кадастровой стоимости органом кадастрового учета использовался удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, установленный по состоянию на 02 июня 2011 года.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области Ковалева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Тверской области не принят и перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не утвержден. Избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его прав и в настоящее время носит абстрактный характер. Закон об оценочной деятельности подлежит применению в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в суд, поэтому датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N в размере рыночной стоимости, является дата внесения соответствующих сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Доводы заявителя о том, что материальные правоотношения по пересмотру кадастровой стоимости объектов недвижимости возникли до его обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, не доказывают правильности определения избранной заявителем даты рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, поскольку решение комиссии не является предметом рассмотрения при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в суде.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленных суду возражений следует, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области не является заинтересованным лицом по делу, поскольку не является органом кадастрового учета либо заказчиком работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, не утверждало оспариваемые результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости. Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости не затрагивают полномочия и обязанности Управления как государственного органа.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменным возражениям, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, поскольку в соответствии с законодательством не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости, утвержденной актом органа власти или установленной решением суда.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принял, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному отзыву, Министерство считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 372, ст. 375 и 378.2 НК РФ налоговая база как кадастровая стоимость определяется для административно-деловых, торговых или офисных центров или помещений. Заявитель просит пересмотреть кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении склада, помещения, не установленного назначения, которые не входят в указанный перечень. Кроме того, Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Тверской области, не принят и перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не утвержден.
Заявителем не представлены доказательства нарушения его прав несоответствием сведений о кадастровой и рыночной стоимости принадлежащего ему имущества.
Рыночная оценка всех объектов недвижимости проводилась по состоянию на 02.06.2011 года, однако в отношении ряда объектов кадастровая стоимость была определена в 2014 году, что является нарушением федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Рамешковское РАЙПО является собственником следующих объектов недвижимости:
- распределительного склада, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от предприятия " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от предприятия " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании договора купли-продажи недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина "Вино-водка", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина "Продовольственный" N 1, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- здание магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от Кушалинского кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина "Промтовары" и "Продмаг N2", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- продовольственного магазина N1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года;
- здания магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от предприятия " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от предприятия " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина "Универмаг", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N
, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от предприятия " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством здания от ДД.ММ.ГГГГ года;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки-передачи объектов основных средств Рамешковскому РАЙПО от "данные изъяты" кооппредприятия от ДД.ММ.ГГГГ года;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством здания от ДД.ММ.ГГГГ года;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством здания от ДД.ММ.ГГГГ года;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством здания от ДД.ММ.ГГГГ года;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством здания от ДД.ММ.ГГГГ года;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от
ДД.ММ.ГГГГ года
серии N, выданного на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством здания от ДД.ММ.ГГГГ года.
Работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого нежилого фонда Тверской области осуществлялись на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N N Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр " "данные изъяты"". По результатам работ составлен отчет N об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда по состоянию на 02 июня 2011 года.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года N 4-нп.
Согласно данных отчета об определении кадастровой стоимости объектов, принадлежащих Рамешковскому РАЙПО, по состоянию на 02 июня 2011 года, кадастровая стоимость их определена в следующих размерах:
- распределительного склада, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Вино-водка", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Хозтовары", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- здание магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Промтовары" и "Продмаг N2", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- продовольственного магазина N1, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Хозтовары", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Универмаг", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей.
Однако ряд объектов недвижимости не вошел в перечень объектов, утвержденных Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года N 4-нп, их кадастровая стоимость была определена соответствующими актами ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, в частности:
- магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей актом от 14.02.2014 года;
- магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей актом от 06.05.2014 года;
- магазина "Продовольственный" N 1, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей актом от 06.05.2014 года
- здания магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей актом от 14.02.2014 года
- помещения, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей актом от 12.05.2014 года;
магазина ТПС, кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей актом от 14.02.2014 года.
Указанные факты подтверждены представленными в материалы дела результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области, в том числе принадлежащих заявителю, утвержденных Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года N 4-нп; актами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, не вошедших в соответствующий перечень; кадастровыми справками.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости неоправданно завышена и негативно повлияет на размеры обязательных платежей, уплачиваемых собственником, заявитель полагает возможным установить ее равной рыночной стоимости.
Рамешковское РАЙПО провело оценку рыночной стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости с привлечением независимого оценщика ООО " "данные изъяты"". Согласно отчетам от 23.06.2014 года рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 02 июня 2011 года составила:
- распределительного склада, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N размере "данные изъяты" рублей;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Вино-водка", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Продовольственный" N 1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- здание магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Промтовары" и "Продмаг N2", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- продовольственного магазина N1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- здания магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Универмаг", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей.
С целью пересмотра результатов кадастровой оценки объектов недвижимости заявитель обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Тверской области.
Решениями указанной комиссии от 23 июля 2014 года за N 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208 заявителю было отказано в пересмотре результатов кадастровой оценки принадлежащих ему объектов недвижимости, что послужило основанием для обращения Рамешковского РАЙПО с настоящими требованиями в Тверской областной суд.
Положения ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки любого объекта недвижимости.
Основаниями для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч.2 ст. 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из отчета N об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года, кадастровая стоимость объектов недвижимости нежилого фонда Тверской области, вошедших в перечень, определена по состоянию на 02 июня 2011 года.
Оценив представленные в материалы дела отчеты,
подтверждающие рыночную стоимость
следующих объектов недвижимости, суд считает, что установленная в результате массовой оценки их кадастровая стоимость на дату оценки не соответствует их рыночной стоимости:
- распределительного склада, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина "Вино-водка", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- здание магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина "Промтовары" и "Продмаг N2", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- продовольственного магазина N1, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер N;
- магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина "Универмаг", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным данным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в данном отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Заявителем представлены экспертные заключения Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми, отчеты об оценке рыночной стоимости, указанных выше объектов недвижимости, принадлежащих Рамешковскому РАЙПО, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов НП СРО "НКСО".
Доказательств об иной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости заинтересованные лица не представили, равно, как не заявили ходатайства о назначении судебной экспертизы на предмет определения их рыночной стоимости, не привели конкретных положений отчета, не соответствующих Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Действующее законодательство предусматривает возможность установления соответствия отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации посредством проведения нормативно-методической экспертизы такого отчета, которая позволяет подтвердить профессионализм проведенной рыночной оценки.
Таким образом, суд признает, что заявителем доказаны размер рыночной стоимости указанных объектов недвижимости и ее несоответствие кадастровой стоимости, в связи с чем, в этой части удовлетворяет требования заявителя.
В остальной части требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами N не вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, кадастровая стоимость которых была определена по состоянию на 02 июня 2011 года.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент обращения заявителя в суд, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости производится органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: N была определена органом кадастрового учета по состоянию на 2014 год.
Учитывая, что сведения об указанных объектах недвижимого имущества были включены в государственный кадастр недвижимости после 02 июня 2011 года, то соответственно, в силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" эта дата не может являться датой, на которую установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости и представленные заявителем отчеты об оценке их рыночной стоимости по состоянию на 02 июня 2011 года являются недостоверным доказательством несоответствия кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявитель не доказал недостоверность кадастровой стоимости на момент ее определения следующих объектов недвижимого имущества:
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина "Продовольственный" N 1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- здания магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
- помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей.
Доводы заявителя о том, что рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: N была правильно определена оценщиком по состоянию на 02 июня 2011 года - дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области, поскольку кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была определена исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилых зданий для соответствующего кадастрового квартала, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17.09.2012 N 4-нп - не состоятельны.
Спорные объекты недвижимости не вошли в перечень объектов, утвержденных Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года N 4-нп, их кадастровая стоимость была определена соответствующими актами органа кадастрового учета по состоянию на 2014 год.
Таким образом, как датой внесения сведений о спорных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, так и датой определения их кадастровой стоимости является - 2014 год.
Доводы заинтересованных лиц о том, что Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на
территории Тверской области не принят, перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не утвержден, требования заявителя о пересмотре кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости, в том числе склада и помещений, в соответствии со ст. 372, ст. 375 и 378.2 НК РФ не подлежат удовлетворению, отклоняются судом.
Защита права предполагает использование мер, направленных как на восстановление нарушенного права, так и на предотвращение угрозы нарушения прав и законных интересов, в связи с чем отсутствие на данный момент на территории Тверской области нормативного регулирования, определяющего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества само по себе не свидетельствует об отсутствии у заявителя законного интереса по оспариванию кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, положения ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки любого объекта недвижимости.
Более того, споры, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают интересы их правообладателя не только в сфере налоговых отношений, но и гражданского оборота.
Доводы заинтересованных лиц о том, что они не являются надлежащими заинтересованными лицами по делу, отклоняются судом.
Замена стоимости кадастровой оценки объектов недвижимости на рыночную затрагивает права и интересы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, а также Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области.
При этом суд исходит из того, что на земельную кадастровую палату возложены полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Земельная кадастровая палата подведомственна в своей деятельности Управлению Росреестра, который осуществляет контрольные функции по отношению к ней.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в
пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Рамешковское РАЙПО представило в суд заявление о том, что оно принимает на себя судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде первой инстанции - оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей. При таких обстоятельствах указанные судебные расходы относятся на заявителя и не подлежат взысканию с заинтересованных лиц в возмещение судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, в связи с чем подлежат оплате госпошлиной в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере "данные изъяты" рублей.
При подаче заявления Рамешковским РАЙПО оплачена госпошлина в размере "данные изъяты" рублей, в связи с чем госпошлина подлежит возврату частично в размере "данные изъяты" рублей.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Рамешковского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости удовлетворить частично.
Пересмотреть кадастровую стоимость
распределительного склада, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина "Вино-водка", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость здания магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина "Промтовары" и "Продмаг N2", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость продовольственного магазина N1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина "Хозтовары", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина "Универмаг", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N путем установления его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 02 июня 2011 года.
Решение суда в этой части является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Отказать в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости:
магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
магазина "Продовольственный" N 1, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
здания магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
магазина ТПС, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей;
помещения, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере "данные изъяты" рублей.
Возвратить Рамешковскому районному потребительскому обществу Тверского областного союза потребительских обществ излишне уплаченную госпошлину в размере "данные изъяты" рублей по платежному поручению N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Гришина С.А.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2014 года
Судья: Гришина С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.