Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N3-46/15 по заявлению Худолеева В. П. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Худолеев В.П. обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему 17 земельных участков, расположенных в "данные изъяты" со следующими кадастровыми номерами: "данные изъяты". Все участки имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Заявитель просил признать кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N121-РМ по состоянию на 01 января 2010 года и применяемую в целях налогообложения с 01 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков N09/13-65К от 01 октября 2013 года, выполненным по заказу заявителя ООО "Центральное бюро оценки", подтвержденным положительным экспертным заключением СРО "Межрегиональный союз оценщиков" N919/09-14 от 03 октября 2014 года.
Заявитель просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года и применяемую в целях налогообложения с 01 января 2010 года, равной его рыночной стоимости.
Заявитель ссылался на то, что завышенная кадастровая стоимость земельных участков повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
В судебное заседание Худолеев В.П. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен через своего представителя по доверенности Голованова И.В.
Представитель Худолеева В.П. - Голованов И.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, подтвердил, что заявитель просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере рыночной на период с 01 января 2010 года по 01 января 2014 года.
Представители заинтересованных лиц - Министерства имущественных отношений и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения.
Представители остальных заинтересованных лиц, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку своих представителей.
Межрайонная ИФНС России N1 по Московской области представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя (л.д. 76).
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание, отсутствия сведений о причинах неявки, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела и пояснений представителя заявителя следует, что заявителю на праве собственности принадлежат 17 земельных участков с указанными им кадастровыми номерами и характеристиками.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными заявителем свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 33 - 48).
Как следует из кадастровых справок о кадастровой стоимости земельного участка кадастровая стоимость всех 17 земельных участков в указанный заявителем период (с 01 января 2010 года по 01 января 2014 года) была установлена Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N121-РМ, соответствующие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 15- 32).
Оценив доводы заявителя и представленные в их обоснование доказательства суд полагает, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, при этом исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу положений ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п.1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база - в соответствии с п.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ - определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Понятие кадастровой стоимости определено в п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N135).
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости регламентировано ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой вопрос о пересмотре кадастровой стоимости может быть рассмотрен в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (абз. 10 ст.24.18).
Федеральным законом N135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N225-ФЗ) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20).
Из указанных положений Федерального закона N135-ФЗ следует, что оспорена может быть только кадастровая стоимость, действующая на время рассмотрения дела в суде.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что действующую в настоящее время кадастровую стоимость принадлежащих заявителю земельных участков он не оспаривает.
Поскольку заявитель оспаривает кадастровую стоимость принадлежащих ему 17 земельных участков, установленную распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" и действовавшую в период с 01 января 2010 года до 01 января 2014 года, т.е. до даты вступления в силу Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, предназначенных для дачного хозяйства (строительства) в Московской области",- его требования не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Худолеева В. П. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.