Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Шишкина И.В., Сидорова П.А.,
при секретаре Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2015
года апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ N 24 по г. Москве и Московской области на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 28 ноября 2014 года по делу по иску Зуенковой "данные изъяты" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ N 24 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Немовой Т. А.,
объяснения Зуенковой Н.В. и ее представителя по доверенности - Дунаевой Н.А.
УСТАНОВИЛА:
Зуенкова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР N 24 по г. Москве и Московской области, уточнив который, просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период её временной нетрудоспособности с 19.03.2010 года по 21.08.2010 года во время работы медсестрой палатного отделения анестезиологии и реанимации в ФГУ "Клиническая больница" Управления делами Президента РФ; период работы с 19.04.2011 года по 15.10.2012 года в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации в Клинической больнице N 2 ГУП "Медицинский центр Управления Мэра и Правительства Москвы (ГУП "Медицинский центр"); с 16.10.2012 года по 10.01.2014 года - в Клинической больнице N2 ЗАО "Группа компаний "Медси" в качестве медсестры палатной отделения анестезиологии и реанимации; обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с учетом включения спорных периодов работы.
В обоснование своих требований указала, что пенсионным органом ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности необходимого специального стажа, при этом не были приняты к зачету указанные периоды ее трудовой деятельности.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленный иск.
Представитель ответчика - ГУ УПФР N 24 по г. Москве и Московской области в судебном заседании иск не признал.
Решением Орехово-Зуевского городского суда от 28 ноября 2014 г. исковые требования Зуенковой Н.В. удовлетворены: на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж истицы все заявленные спорные периоды её работы в льготном исчислении 1 года как 1 год и 6 месяцев и назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 10 января 2014 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР N 24 по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить полностью, как незаконное и необоснованное.
Представитель ГУ УПФР N 24 по г. Москве и Московской области - о месте, дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен; в заседание судебной коллегии не явился.
Определением судебной коллегии, занесенным в протокол судебного заседания, принято решение о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ГУ УПФР N 24 по г. Москве и Московской области, учитывая надлежащее извещение ответчика и отсутствие сведений об уважительности причин неявки в заседание.
Истица, её представитель в заседании судебной коллегии просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы, её представителя, находит решение суда подлежащим отмене.
Разбирательством по делу установлено, что 10.01.2014 г. Зуенкова Н.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно, решением от 28.03.2014 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
ГУ-УПФ РФ N 24 по г.Москве и Московской области в специальный стаж истицы, дающий право на назначение льготной пенсии как медицинскому работнику, в бесспорном порядке включены периоды, составляющие в сумме 27 лет 8 месяцев 5 дней; спорные периоды в специальный стаж не засчитаны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "б" п. 5 указанных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в специальный стаж работы как год и 6 месяцев.
Соглашаясь с выводом суда о включении в льготном исчислении периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 19.03.2010 г. по 21.08.2010 г., судебная коллегия исходит из разъяснения, содержащегося в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, согласно которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Поскольку в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст. 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, ведутся отчисления страховых взносов, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Период нахождения в отпуске по беременности и родам подлежат зачету в специальный стаж в том же льготном порядке, что и периоды работы, т.е. 1 год за 1 год 6 месяцев.
Соглашаясь с выводами суда о включении в льготном исчислении периода работы истицы с 19.04.2011 г. по 15.10.2012 г. в ГУП "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы", судебная коллегия исходит из того, что ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению необходимых сведений о своем работнике, не может лишать истицу права на досрочное назначение трудовой пенсии при условии того, что она работала в учреждении, предусмотренном Списком.
Вместе с тем, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части обязания пенсионного органа включить в специальный стаж истицы период работы с 16.10.2012 года по 09.01.2014 года в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Клинической больницы N2 ЗАО "Группа компаний "Медси", исходя из следующего.
В соответствии с п.17 Постановления N30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в силу ст. 120 ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к учреждениям не относятся.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Клиническая больница N2 ЗАО "Группа компаний "Медси" ранее являлась учреждением здравоохранения и образовалась в результате реорганизации учреждения с сохранением в нем прежнего характера профессиональной деятельности работников, истицей в суд не представлено.
Вывод суда о том, что истица работала в указанный период в структурном подразделении учреждения, возникшего в результате реорганизации медицинского учреждения, занимавшимся медицинской деятельностью, не основан на имеющихся в деле доказательствах.
Согласно Положения о Клинической больнице N2 ЗАО "Группа компаний "Медси", клиническая больница является территориально обособленным подразделением Закрытого акционерного общества "Группа компаний "Медси" (л.д.70-74), создана по приказу Президента ЗАО "Группа компаний "Медси" N83 от 07.06.2012 г. (л.д.67-69).
Согласно Устава ЗАО "Группа компаний "Медси" является правопреемником ЗАО "Компания Медэкспресс", ЗАО "Медси", ЗАО Американ хоспитал групп" (л.д.75-137).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии именно законодатель определяет механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для включения периода работы истицы с 16.10.2012 года по 09.01.2014 года в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Клинической больницы N2 ЗАО "Группа компаний "Медси" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, не имеется, поскольку истица в указанный период осуществляла свою деятельность не в учреждении здравоохранения, предусмотренном Списком, а работала в коммерческой организации.
Решение суда в части включения в специальный стаж истицы периода её работы в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Клинической больницы N2 ЗАО "Группа компаний "Медси" с 16.10.2012 г. по 09.01.2014 г. подлежит отмене в связи с неправильным применением закона.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения, судебная коллегия принимает решение об отказе истице в удовлетворении требования об обязании ответчика назначить её трудовую пенсию по старости с 10.01.2014 года.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 28 ноября 2014 года в части включения в специальный стаж Зуенковой "данные изъяты" периода её работы в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Клинической больницы N2 ЗАО "Группа компаний "Медси" с 16.10.2012 г. по 09.01.2014 г. и обязании назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с 10 января 2014 года отменить и принять в этой части новое решение, которым в иске Зуенковой "данные изъяты" к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ N24 по г.Москве и Московской области об обязании включить в специальный стаж период её работы в качестве медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Клинической больницы N2 ЗАО "Группа компаний "Медси" с 16.10.2012 г. по 09.01.2014 г. и обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 10 января 2014 года - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ N24 по г.Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.