Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Шинкаревой Л.Н.,
судей Чиченевой Н.А., Киреевой И.В.,
при секретаре Ковригине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 марта 2015 года апелляционную жалобу Уварова Николая Алексеевича на решение Одинцовского городского суда Московской области от 11 декабря 2014 года по делу по заявлению Уварова Николая Алексеевича о признании незаконными решений Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, отмене решений избирательных комиссий, признании незаконными выборов главы и депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Уварова Н.А., представителей администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - Старкиной Д.В., Игнатова А.В., заключение прокурора Прошиной И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Уваров Н.А. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом имевшего место уточнения требований (л.д. 128-129) просил признать незаконными решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 21.07.2014 N 1/70 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области"; выборы главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области Гусева А.А. решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2014, принятого с нарушением ст. ст. 2, 3, 15 Конституции РФ, законов РФ и Московской области; решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 28.08.2014 N 3/72 в связи с отсутствием официальной публикации в средствах массовой информации; решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 28.08.2014 N 4/72 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" как принятое с нарушением норм Конституции РФ, законов РФ и Московской области и Устава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области; отменить решения пяти избирательных комиссий по пяти избирательным округам городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 15.09.2014 и выборы главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области Гусева А.А. от 22.09.2014 как противоречащие указанным выше нормам права; признать незаконными выборы депутатов Совета депутатов и главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области Гусева А.А. решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2014 в связи с незаконностью подготовки и проведения их выборов 14.09.2014.
Свои требования Уваров Н.А. мотивировал тем, что назначенные на 14.09.2014 муниципальные выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области являются незаконными, так как не истек 5-летний срок проведения предыдущих муниципальных выборов 11.10.2009, что противоречит п.п. 1, 2, 3 ст. 5 Закона Московской области от 02.06.2014 и от 05.09.2014 N 110/14-ОЗ и постановлению Московской областной думы от 13.11.2014 N 4/105-П об установлении сроков полномочий представительных органов муниципального образования. Кроме того, глава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области Гусев А.А. нарушил норму ч. 7 ст. 9 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области". Несмотря на то, что полномочия главы городского поселения Одинцово Гусева А.А., избранного в сентябре 2010 года, заканчиваются только в сентябре 2015 года, он "задумал" продлить свои полномочия еще на четыре года, до 2019 года, путем новых досрочных выборов 14.09.2014 через имитацию новых выборов по решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 16.06.2014 N 3/67 и от 21.07.2014 N 1/70 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области".
В судебном заседании заявитель Уваров Н.А. поддержал уточненные требования в полном объеме.
Представитель Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области Игнатов А.В. против удовлетворения заявления Уварова Н.А. возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 135-140).
Представитель Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области Бондарева П.В. с заявлением Уварова Н.А. также не согласилась.
Участвовавший в судебном заседании прокурор полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 11 декабря 2014 года в удовлетворении заявления Уварова Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе Уваров Н.А. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Уварова Н.А., представителей администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - Старкиной Д.В., Игнатова А.В., заключение прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу положений частей 1, 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 36 Федерального закона N 131-Ф3 установлено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя; 4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона Московской области от 02.06.2014 N 55/2014-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области" глава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.
Закон Московской области от 02.06.2014 N 55/2014-ОЗ размещен на официальном Интернет-портале Правительства Московской области 02.06.2014, следовательно, вступил в силу 13.06.2014.
В силу ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона N 131-Ф3 в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 9 Закона Московской области от 02.06.2014 N 55/2014-ОЗ в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона уставы муниципальных образований Московской области должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящего Закона.
Со дня вступления в силу настоящего Закона уставы муниципальных образований Московской области до их приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящего Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Из материалов дела усматривается, что решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 21.07.2014 N 1/70 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" было принято с целью приведения Устава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области в соответствие с федеральным и областным законодательством (л.д. 58-67). Впоследствии данное решение было отменено решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 28.08.2014 N 3/7 (л.д. 57).
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 28.08.2014 N 4/72 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" Устав городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области был приведен в соответствие с Федеральным законом N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ), возложившим полномочия по определению порядка формирования и полномочий органов местного самоуправления на законодателя субъекта Российской Федерации, и принятым в его исполнение Законом Московской области от 02.06.2014 N 55/2014-ОЗ, определившим порядок избрания и полномочия главы городского поселения Одинцово. Указанное решение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции РФ по Московской области 09.09.2014, опубликовано и вступило в силу (л.д. 46-56).
Согласно ч. 2 ст. 29 Устава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, изложенной в новой редакции, глава городского поселения Одинцово избирается Советом депутатов городского поселения Одинцово из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Глава городского поселения Одинцово избирается открытым голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово на срок полномочий Совета депутатов городского поселения Одинцово.
Проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 28.08.2014 N 4/72 "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" соответствует законодательству Российской Федерации и Московской области.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования из состава представительного органа соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов.
В силу п. 1 ст. 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31.12.2012, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
Довод заявителя о том, что срок полномочий главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области заканчивается в 2015 году, правомерно отклонен судом как несостоятельный.
Суд установил, что выборы главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области состоялись 11.10.2009. Решением избирательной комиссии избранным кандидатом был признан Гусев А.А. В соответствии с Уставом городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области в редакции, действовавшей на момент избрания главы городского поселения Одинцово, срок полномочий главы составляет пять лет (ч. 2 ст. 29).
Таким образом, срок полномочий главы городского поселения Одинцово, избранного на муниципальных выборах 11.10.2009, истекает в 2014 году, в связи с чем выборы, в случае если порядок избрания главы муниципального образования не был бы изменен, должны были быть назначены на 14.09.2014.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Следовательно, решение о назначении на 14.09.2014 выборов главы муниципального образования, срок полномочий которого истекает в 2014 году, представительный орган муниципального образования вправе принять не ранее 15.06.2014 и не позднее 25.06.2014.
Поскольку Закон Московской области от 02.06.2014 N 55/2014-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области", в соответствии с которым глава городского поселения Одинцово избирается Советом депутатов городского поселения Одинцово из своего состава, вступил в силу 13.06.2014, то есть до наступления даты, начиная с которой представительный орган был вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования, исходя из ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ, Совет депутатов городского поселения Одинцово не имел полномочий по назначению прямых выборов главы городского поселения Одинцово.
По аналогичным основаниям Избирательная комиссия городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области также не имела права принять решение о назначении выборов главы городского поселения Одинцово в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ.
Руководствуясь положениями п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона Московской области от 02.06.2014 N 55/2014-ОЗ и ч. 2 ст. 29 Устава городского поселения Одинцово (в редакции решения Совета депутатов городского поселения Одинцово от 28.08.2014 N 4/72), согласно которым глава городского поселения Одинцово избирается Советом депутатов городского поселения Одинцово из своего состава и исполняет полномочия его председателя, суд пришел к правильному выводу о том, что решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22.09.2014 N 3/1 об избрании на должность главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области депутата Совета депутатов городского поселения Одинцово Гусева А.А. принято в соответствии с законом в пределах полномочий Совета депутатов. При этом предусмотренный Уставом порядок принятия решения не был нарушен (л.д. 118).
Таким образом, оспариваемые Уваровым Н.А. решения Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области приняты в соответствии с законом в пределах полномочий Совета депутатов городского поселения Одинцово; права и свободы заявителя не нарушены, так как он не лишен возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством участия в муниципальных выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово, а также через иные выборные органы местного самоуправления.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Отклоняя требования заявителя об отмене пяти решений Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области по пяти избирательным округам, суд исходил из следующего.
Материалами дела подтверждается, что решениями Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 15.09.2014 NN 120, 119, 118, 117, 116 утверждены протоколы Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области по пятимандатным избирательным округам NN 5, 4, 3, 2, 1 и сводные таблицы о результатах выборов, выборы признаны состоявшимися и действительными (л.д. 119-123).
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Судом установлено, что решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 16.06.2014 N 4/67, опубликованным в газете "Одинцовская неделя", на 14.09.2014 назначены выборы Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области.
Указанное решение принято в установленный п. 7 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ срок - не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, а именно за 89 дней до дня голосования, и опубликовано в течение 5-дневного срока.
При этом изменения законодательства и Устава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области не затрагивали ни сроки, ни порядок избрания депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, в связи с чем Совет депутатов был обязан назначить выборы на установленный п. 3 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ день - второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий органов, то есть на 14.09.2014.
Каких-либо нарушений в ходе организации и проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, зафиксировано не было, доказательств таких нарушений суду не представлено.
По мнению заявителя, основанием к отмене решений Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области является незаконность назначения выборов.
Однако решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 16.06.2014 N 4/67 никем не оспорено и не признано судом незаконным.
Кроме того, п. 1.3 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ наделяет избирателя правом оспаривания итогов голосования на избирательном участке, на котором этот избиратель принял участие в выборах, и исключительно по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" п. 1.2 ст. 77, то есть в случае нарушения правил составления списков избирателей, нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, не предоставляя ему права оспаривать итоги голосования и результаты выборов в избирательных округах.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, он не участвовал в выборах в качестве избирателя, то есть отказался от реализации своего активного избирательного права.
Таким образом, Уваров Н.А. не наделен правом оспаривать итоги голосования по выборам депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области и результаты выборов в пяти избирательных округах.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Уварова Н.А. аналогичны доводам, приводившимся в обоснование заявленных требований, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уварова Николая Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.