Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре М. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Джарулаева А-Н.К. апелляционную жалобу главы муниципального образования " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5 на решение судьи Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в "адрес" в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ре6спублике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в "адрес" (далее по тексту ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес") обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан (далее по тексту МО " "адрес"") о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест.
В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес" проведена проверка исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО " "адрес"". Проверкой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест в части не организации уборки территории МО " "адрес"" от твердых бытовых отходов и мусора, необеспечение сбора и вывоза согласно СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88; не разработки в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.), стихийно организованных на окраине и недалеко от "адрес" свалок бытовых отходов; отсутствие договора на утилизацию мусора, полученного от жителей и потребителей услуг "адрес", с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов. Главе МО " "адрес"" выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, однако требования законодательства не выполнены в полном объеме.
Решением Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" исковые требования удовлетворены и постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации МО " "адрес"" "адрес" РД по санитарной очистке территорий населенных мест.
Обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать уборку территорий МО " "адрес"" "адрес" РД от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88,
- в срок до двух месяцев организовать разработку и принятие в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории МО " "адрес"" "адрес" РД, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.),
-в срок до 1-го месяца ликвидировать стихийно организованные на
окраине и недалеко от "адрес" свалки бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемые
указанными свалками, с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно образованных полигонах (свалках) на окраине "адрес",
- запретить размещать бытовые отходы, полученные от жителей и потребителей на стихийно образованном полигоне (свалке) недалеко oт "адрес",
- в срок до двух месяцев заключить договор на утилизацию мусора,
полученного от жителей и потребителей услуг в "адрес", с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов".
В апелляционной жалобе главой МО " "адрес"" ФИО5, не отрицая наличие нарушений, указывается о вынесении решения суда без учета того, что у ответчика отсутствуют достаточные финансовые средства для устранения недостатков, изложенных в иске.
В письменных возражениях на доводы жалобы представитель ТО Управления Роспотребнадзор по РД в "адрес" просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей сторон, в связи с их неявкой (ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Так, в рамках проверки исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО " "адрес"", проведенной ТО Управление Роспотребнадзора по РД в "адрес", установлено, что нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест в части не организации уборки территории МО " "адрес"" от твердых бытовых отходов и мусора, необеспечения сбора и вывоза согласно СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88; не разработки в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.), стихийно организованных на окраине и недалеко от "адрес" свалок бытовых отходов; отсутствие договора на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг "адрес", с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
"дата" главе МО " "адрес"" ФИО5 выдано предписание N об устранении нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства. В тот же день составлен протокол об административном правонарушении N по ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого глава МО " "адрес"" признан виновным в допущении административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа в 10 000 руб.
При повторной проверке в целом были выявлены аналогичные нарушения санитарно-эпидемиологических требований по санитарной очистке территорий, не устраненные в полном объеме.
Считая выявленные нарушения незаконным бездействием со стороны администрации МО " "адрес"", нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в "адрес" обратилось в суд с указанными исковыми требованиями.
В соответствии со статьёй 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.ст. 2 и 42 Конституции России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", часть 2 статьи 21, часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии со статьей N Закона РД от 13.01.2005 N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" МО " "адрес"" наделено статусом сельского поселения.
Согласно пункту 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции закона, действовавшей на момент допущения нарушений) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежал" регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством России. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 настоящей статьи к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
По п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц и осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 за N 4690-88 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в соответствии с которыми система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление. падёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться но договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населённом пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трёх суток, в тёплое время суток - не более одних суток.
В соответствии с п.п. 5. п. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии с п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Законодатель, с целью обеспечения охраны окружающей среды, обязывает, чтобы бытовые и промышленные отходы собирались, вывозились, утилизировались и перерабатывались.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что несоблюдение установленных законодательством требований может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Довод апеллянта об отсутствии достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.
По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене решения суда не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы МО " "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.