Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Магадовой А.В. и Загирова Н.В.
при секретаре Казакбиевой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МО " "адрес"" Михайлова Д.М. на решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора "адрес" в интересах Султановой О. Ф. к Администрации МО " "адрес"" о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию ГО " "адрес"" предоставить Султановой О. Ф. - "дата" года рождения, уроженке "адрес" "адрес", жилое помещение общей площадью N
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения прокурора Багомаева А.М., просившего решение суда оставить без изменения, Султановой О.Ф. также просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах Султановой О. Ф. к администрации МО " "адрес"" о предоставлении жилого помещения. В обоснование он сослался на то, что Султанова О.Ф. "дата" года рождения, уроженка "адрес" "адрес" является сиротой и имеет право на получение вне очереди жилья.
Из сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке внеочередных получателей жилья в администрации МО " "адрес"" следует, что по сей день Султанова О. Ф. не обеспечена жильем соответственно нормам, установленным в Республике Дагестан. Она собственного жилья не имеет, до настоящего времени не трудоустроилась и фиксированную заработанную плату не имеет, проживает в доме своей бабушки. Согласно ст. 6 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья /одинокий гражданин/ среднедушевой доход которого /которой/ ниже величины прожиточного минимума, считается малоимущим/малоимущей/. По этим основания и в связи с тем, что тяжелое материальное положение Султановой О.Ф. не позволяет ей самой обратиться в суд за защитой своих законных интересов, прокурор в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями /ч. 1 ст. 45 ГПК РФ/ обратился с настоящим заявлением в суд. Просит обязать администрацию МО " "адрес"" обеспечить лицо из числа детей-сирот Султанову О. Ф. жилым помещением с размерами не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Д.М. Михайлов просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение. Данным решением нарушаются права третьих лиц, то есть других сирот, которые стоят в очереди. Кроме того, не представлены доказательства нарушений прав истца администрацией ГО " "адрес"" и в бюджете городского округа не закреплены собственные средства для решения вопросов приобретения жилья для данной категории граждан.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от "дата" N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 данной статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона от "дата" N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приведенный закон вступил в силу с "дата".
Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В статье 1 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот", "детей, оставшихся без попечения родителей" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что Султанова О. Ф. - "дата" года рождения относится к указанной категории лиц.
Из постановления администрации "адрес" "адрес" "дата" года усматривается, что в связи с лишением родителей Осауленко О. Ф. "дата" года рождения родительских прав, ее опекуном назначена Ашмарина Н. В..
Постановлением администрации ГО " "адрес"" от "дата" она включена в список очередных, имеющих право на получение жилого помещения за "дата", граждан.
Из акта проверки жилищных условий следует, что Султанова О.Ф. проживает в доме бабушки по адресу: "адрес", общей площадью N Кроме нее в доме проживают N
По сведениям Дагтехинвентаризации она в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 8).
Согласно справке главного архитектора администрации ГО " "адрес"", от "дата" Султанова О.Ф. в городском округе " "адрес"" земельный участок под строительство индивидуального жилого дома не предоставлялся (в период с 2001 года).
Ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени Султановой О.Ф. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма, не получено, также не оспаривалось ее право стоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно пришел к выводу о том, что Султанова О.Ф. имеет право на обеспечение ее жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 5 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на администрацию ГО " "адрес"" предоставить Султановой О.Ф. жилое помещение.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца администрацией ГО " "адрес"" является необоснованным, поскольку после постановки на жилищный учет жилое помещение Султановой О.Ф. не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права, администрацией ГО " "адрес"" совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на администрацию ГО " "адрес"" функций.
Не может быть принят во внимание и довод жалобы о нарушении оспариваемым решением прав иных граждан, включенных в сводный список ранее Султановой О.Ф., поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указание на то, что формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой - либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
При указанных обстоятельствах суд принял правильное решение об удовлетворении искового заявления прокурора "адрес" в интересах Султановой О.Ф. к администрации МО " "адрес"" о возложении обязанности по обеспечению ее жильем.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Вместе с тем, резолютивную часть решения следует дополнить, поскольку в ней суд не указал о предоставлении Султановой О.Ф. жилого помещения
из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (в редакции Федерального закона от "дата" N 15-ФЗ).
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кизлярского городского суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО " "адрес"" - без удовлетворения, дополнив конец второго абзаца резолютивной части решения словами: "из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.