Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 декабря 2014 года по делу
по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах К.М.А. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, товариществу собственников жилья "Жилищное товарищество дома 2" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату денежной компенсации по отоплению.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах К.М.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, товариществу собственников жилья "Жилищное товарищество дома 2" (далее - ТСЖ "Жилищное товарищество дома 2"), в котором просил признать незаконными действия ТСЖ "Жилищное товарищество дома 2" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % с 01.11.2008 по 10.12.2010 исходя из 33 кв.м.; возложить на ТСЖ "Жилищное товарищество дома 2" обязанность по перерасчету К.М.А. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в 50,2 кв.м. за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Окг. Новоалтайску по назначению и выплате К.М.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Жилищное товарищество дома 2" за спорный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате К.М.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
В обоснование требований указал, что К.М.А. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. К.М.А. проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: "адрес", ул. 8-й микрорайон, "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. Начисление льготы и расчет денежной компенсации К.М.А. в период до декабря 2010 производилось в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения, а не по общей отапливаемой площади. Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах К.М.А., о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены К.М.А. за истекший период без ограничения срока.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 декабря 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах К.М.А. удовлетворены.
Признаны незаконными действия ТСЖ "Жилищное товарищество дома 2" по расчету К.М.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из стандартов нормативной площади жилья - 33 кв.м.
На ТСЖ "Жилищное товарищество дома 2" возложена обязанность произвести перерасчет К.М.А., проживающей по адресу: "адрес", ул. "адрес", "адрес", денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате К.М.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Жилищное товарищество "адрес"" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность произвести К.М.А. выплату разницы денежного эквивалента "данные изъяты" льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета ТСЖ "Жилищное товарищество "адрес"" за указанный период.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение отменить, принять по делу новое решение, указывая, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, позволяющий установить, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главным управлением ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований, необоснованно оставлено судом без внимания. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой возможность арифметической ошибки и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы прокурор М.Е.Ю. в удовлетворении жалобы просила отказать, считая ее необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст.16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года N37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст.2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г.Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08 октября 2008 года N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307).
Согласно ч.2 ст.6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N126 (по тексту - Правила), ст.6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч.7, 8 ст.4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.М.А. является реабилитированным лицом, проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес", ул. "адрес", "адрес" жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
Согласно представленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску выписке из реестра по состоянию на ДД.ММ.ГГ К.М.А. включена в реестр льготополучателей как реабилитированное лицо (код 531).
Вместе с тем расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился К.М.А. в спорный период в размере "данные изъяты" от начисленной суммы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья в размере "данные изъяты" кв.м., что не соответствует положениям законодательства.
Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах К.М.А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Жилищное товарищество дома 2" о перерасчете и выплате недополученной денежной компенсации расходов на оплату отопления, исходя из площади жилого помещения 50,2 кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Установив при разрешении настоящего дела, что К.М.А. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ предоставлялась не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из льготной площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет "данные изъяты".м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобе на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, не могут повлечь отмену решения суда.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.