Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 января 2015 года
по иску Ч.О.В. к Администрации города Бийска, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч.О.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Бийска, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, просила обязать Администрацию г.Бийска включить ее в списки на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм; обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением (по состоянию на ДД.ММ.ГГ номер реестровой записи - ***). Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставили.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 19 января 2015 года исковые требования Ч.О.В. удовлетворены частично.
Возложена обязанность на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Ч.О.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее установленных социальных норм.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, в том числе исковых требований, предъявленных к Администрации города Бийска, Ч.О.В. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требованиях, указывая на то, что решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ее заявитель ссылается на рассмотрение дела с нарушением правил подсудности, так как Администрация г. Бийска не является надлежащим ответчиком по делу. Поскольку надлежащим ответчиком по делу является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, которое расположено на территории Центрального района г. Барнаула, полагает, что дело подлежало рассмотрению в Центральном районном суде г. Барнаула, а ходатайство о передаче дела по подсудности необоснованно оставлено судом без удовлетворения.
Также указывает на то, что для решения жилищной проблемы детей - сирот постановлением администрации Алтайского края от 22.11.2012 N 633 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015 годы. Жилые помещения будут предоставляться лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно Списку, сформированного Главным управлением по дате обращения с заявлением в орган местного самоуправления или после ДД.ММ.ГГ - в Управление.
Таким образом, вывод суда об обязании Управление предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края преждевременен, так как в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены. Удовлетворяя исковые требования о внеочередном предоставлении истцу жилья, суд нарушил права неограниченного круга лиц, включенных (ранее истца) в Список.
При вынесении решения суд не учел, что для исполнения решения суда необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. На основании ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приступила к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Согласно абз.1,3 п.1, п.п.3,7,9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В Алтайском крае порядок предоставления жилых помещения по договору найма специализированного жилого помещений данной категории граждан регулируется Законом Алтайского края от 12.12.2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
Пунктом 1 ст. 17-1 данного Закона предусмотрено, что уполномоченным органом в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, указанной категории граждан однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 5 ст. 17-1 Закона детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный ст. 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный ст. 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
На основании пп.3 п.1 ст.8 указанного закона, норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади, для одиноко проживающего гражданина.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ч.О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители истца - В.Н.П. и Ч.В.П. лишены родительских прав на основании решений Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением администрации г. Бийска опекуном над несовершеннолетней Ч.О.В. до достижения совершеннолетия назначена К.Г.Е.
В соответствии с информацией администрации г. Бийска, Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Ч.О.В. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с ДД.ММ.ГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГ номер реестровой записи - ***.
С момента постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до настоящего времени жилое помещение истцу предоставлено не было, с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она не снята.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеназванными нормами закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом суд исходил из того, что Ч.О.В., относящаяся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке обратилась за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, однако органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечили ее жилым помещением.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на законе.
Доводы жалобы, указывающие на то, что обжалуемое решение противоречит долгосрочной целевой программе на 2013-2015 годы "Обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 22.11.2012 N633, основанием к отмене решения суда не является.
Исходя из анализа положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.).
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
При этом нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Реализация права лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена законодательством в зависимость от утверждения долгосрочных целевых программ, направленных на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наличия достаточного финансирования для реализации указанной цели.
По этим же основаниям подлежат отклонению и доводы жалобы о нарушении прав неограниченного круга лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, предоставлением истцу жилья вне очереди при отсутствии нарушения прав истца, а также о том, что для исполнения решения суда необходим определенный срок.
Не соглашается судебная коллегия и с доводом жалобы о рассмотрении судом спора с нарушением правил подсудности.
По общему правилу иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Исковые требования истцом были заявлены как к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, так и к Администрации г.Бийска. Администрация г.Бийска находится на территории, которая относится к юрисдикции Бийского городского суда Алтайского края.
В силу действующего законодательства право на предъявление исковых требований к конкретному ответчику принадлежит истцу. В связи с чем, доводы жалобы о непосудности дела Бийскому городскому суду Алтайского края являются несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения, дополнив абзац второй резолютивной части в соответствии с положениями п. 5 ст. 17-1 и пп.3 п.1 ст.8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" указанием на то, что жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения должно быть предоставлено в границах муниципального образования "Город Бийск", размером не менее *** квадратных метров общей площадью.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив второй абзац резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Ч.О.В. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования "Город Бийск" Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее *** квадратных метров общей площади".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.