Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Медведева А.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 января 2015 года
по делу по иску Мишина А. Н. к Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска", Администрации Алтайского края, Администрации г. Бийска Алтайского края, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по включению в список на получение государственного жилищного сертификата
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мишин А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска" (далее - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска"), в котором просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, возложить на Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность включить его в список граждан на получение государственное жилищного сертификата, а также обратить решение в соответствии со ст. 204, ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.
В ходе рассмотрения дела, в качестве соответчиков были привлечены Администрации Алтайского края и Администрации г. Бийска Алтайского края.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В данном доме постоянно проживает с "данные изъяты" года.
В ДД.ММ.ГГ года указанный жилой дом находился в зоне затопления в результате крупномасштабного паводка, имевшего место в Алтайском крае. В связи с этим в настоящее время техническое состояние жилого дома по "адрес", является аварийным и не пригоден для проживания.
Ссылаясь на Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N68-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", Мишин А.Н. указал, что поскольку государство гарантирует предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате стихийного бедствия, то у него имеются основания для включения в реестр на получение ГЖС.
Реализуя свое право на получение сертификата, Мишин А.Н. обратился в Администрацию города Бийска с заявлением о внесении его в списки, указав, что постоянно проживал в утраченном жилом помещении, которое полностью утрачено в результате паводка. Факт проживания подтверждается решением суда от 29.07.2014.
Поскольку МКУ "Управление ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска" отказало истцу во включении в реестр на получение сертификата, указав при этом, что решение суда об установлении факта постоянного проживания основанием для включения в реестр не является, в связи с чем Мишин А.Н. обратился в суд с указанными выше требованиями.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 29 января 2015 года исковые требования Мишина А.Н. удовлетворены частично.
Суд признал за Мишиным А.Н. право на получение государственного жилищного сертификата как за лицом, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного паводка, имевшего место на территории г. Бийска Алтайского края в ДД.ММ.ГГ.
На Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" возложена обязанность включить Мишина А.Н. в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного паводка, имевшего место на территории г. Бийска Алтайского края в ДД.ММ.ГГ года.
Взысканы с Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" в пользу Мишина А.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб. по "данные изъяты" руб. с каждого.
В удовлетворении требования Мишина А.Н. об обращении решения суда к немедленному исполнению отказано.
В апелляционной жалобе Администрация г. Бийска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что выводы суда не основаны на законе, поскольку постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 г. N 561 установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, а истец, являясь собственником жилого дома на момент паводка в доме не был зарегистрирован, следовательно, условиям, предъявляемым к гражданам указанным постановлением Правительства РФ не отвечает. Суд в решении не обосновал наличие права у истца на получение ГЖС при отсутствии регистрации в жилом помещении.
Кроме того, ссылаясь на ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что обращение истца в суд является преждевременным, поскольку постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2009 N 158 уполномоченным органом по работе с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения вследствие чрезвычайных ситуаций определено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, а отказ от уполномоченного органа истец не получал.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению в части в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, жилой "адрес", принадлежал Мишину А.Н. на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 6) и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.59)
По состоянию на ДД.ММ.ГГ на территории г.Бийска сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Жилой дом по "адрес", в период весенне-летнего паводка 2014 года находился в зоне затопления и был включен в список жилых домов, попавших в зону подтопления, что подтверждается постановлением администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ года N ***, а также соответствующим списком.
Судом установлено, что истец состоит на регистрационном учете по адресу: "адрес", в доме, принадлежащим на праве собственности его дяде Зацепину А.В., не вставал на регистрационный учет по месту жительства в "адрес", поскольку длительное время наблюдается в лечебном учреждении по месту прописки, не желает менять лечащего врача, так как является инвалидом.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 29 июля 2014 года установлен факт постоянного проживания Мишина А.Н. в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" (л.д. 11-12).
Поскольку указанный жилой дом, в результате паводка пришел в аварийное состояние и в настоящее время не пригоден для проживания, что подтверждено техническим заключением муниципального бюджетного учреждения "Управление "Единое окно" администрации г. Бийска" N 40/2014-ТЗ (л.д. 75-119), истец обратился с заявлением в МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" о включении его в списки лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации.
Из имеющегося в деле письма МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" от ДД.ММ.ГГ года N *** (л.д. 10) следует, что отсутствуют основания для включения истца в реестр, поскольку государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Разрешая исковые требования, суд, с учётом установленных по делу обстоятельств и анализа действующего законодательства, пришёл к выводу, что утрата принадлежащего истцу жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком ДД.ММ.ГГ года, влечёт за собой возникновение у них права на получение мер государственной поддержки, в связи с чем признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выводы суда в указанной части в решении подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами отношения, в связи с чем, у судебной коллегии не имеется оснований с ними не согласиться.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3).
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нём на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства.
В ходе рассмотрения дела нашёл подтверждение факт, что истцу на праве собственности принадлежал жилой дом "адрес". Указанный жилой дом являлся единственным постоянным местом жительства Мишина А.Н. на момент паводка, при этом иного жилья на праве собственности или ином вещном праве не имел и не имеет.
Наличие регистрационного учёта у Мишина А.Н. в жилом доме по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности Зацепину Г.А. обусловлено необходимостью обслуживания в лечебном учреждении, к которому относится указанный адрес. Однако в указанном доме не проживал и членом семьи собственника не является, доказательств обратного ответчиками не предоставлено.
Таким образом, наличие у истца регистрации на момент чрезвычайной ситуации по иному адресу, не подтверждает наличие у него права проживания и пользования данным жилым помещением, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что жилой "адрес" является единственным и постоянным местом жительства Мишина А.Н. на момент паводка, что влечёт его право на включение в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" года, является законным и обоснованным.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 04 апреля 1996 года N9-П, от 02 февраля 1998 года N4-П) и подлежащими обязательному учёту в правоприменительной практике о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N8 (в редакции от 16 апреля 2013 года) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (часть 1 статьи 27, часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Исходя из этих положений Конституции Российской Федерации, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.
На основании изложенного судебная коллегия не принимает доводы жалобы в части указания на несоответствие выводов суда положениям Постановления Правительства Российской Федерации N561 от 07 июня 1995 года, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку факт постоянного проживания истцов по указанному адресу на момент паводка в мае-июне 2014 года установлен в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства об обращении настоящего решения к немедленному исполнению было отказано, поскольку особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателей или исполнение может оказаться невозможным судом не установлено.
В связи с тем, что данный вывод суда сторонами не обжалуется, то в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом рассмотрения судебной коллегией не является.
Между тем, судебная коллегия находит несостоятельным вывод суда о признании надлежащими ответчиками по данному делу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" и необходимости возложения на последних обязанности по включению истца в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного паводка, имевшего место на территории города Бийска в мае-июне 2014 года, в виду следующего.
Согласно главе 4 "Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных приказом МЧС России 03 октября 2014 года N2-4-87-24-7, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания.
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N561.
Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.
Вопрос о предоставлении государственного жилищного сертификата гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом первоначально созданной комиссией был признан непригодным для проживания.
На уровне Алтайского края уполномоченным органом исполнительной власти по работе с государственными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате стихийных бедствий, согласно постановлению администрации Алтайского края от 15 апреля 2009 года N158 определено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. В полномочия указанного органа входит составление сводного списка граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Как следует из материалов гражданского дела, сведения об истце не были представлены органами местного самоуправления в уполномоченные органы власти Алтайского края для включения в сводный список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в связи, с чем возложение указанной обязанности на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края является преждевременным.
МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" функциями по включению граждан в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, не наделено.
На уровне города Бийска уполномоченным органом местного самоуправления, на который возложена обязанность по составлению списков граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, является администрация города Бийска, соответственно обязанность по включению истцов в указанный список подлежит возложению на указанного ответчика, в удовлетворении иска к остальным ответчикам требования удовлетворению не подлежат, потому решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что обращение Мишина А.Н. в суд является преждевременным, поскольку отказ от уполномоченного органа по работе с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения вследствие чрезвычайных ситуаций, истец не получал, которым в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2009 N 158 определено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, на законность принятого решения не влияет.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу администрации города Бийска - оставить без удовлетворения.
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 января 2015 года в части возложения обязанности изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать за Мишиным А. Н. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного паводка, имевшего место на территории города Бийска в мае-июне 2014 года.
Обязать администрацию города Бийска включить Мишина А. Н. в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного паводка, имевшего место на территории города Бийска в ДД.ММ.ГГ года.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, муниципальному казённому учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" - отказать.
Взыскать с администрации города Бийска в пользу Мишина А. Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб.
В удовлетворении требования Мишина А. Н. об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.