Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Александровой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будаева А. П. к администрации города Рубцовска Алтайского края о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе ответчика - администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Будаев А.П. обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности произвести следующие работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" Алтайского края за счет собственных средств: капитальный ремонт по замене системы отопления с заменой непригодной запорной арматуры; капитальный ремонт по замене системы канализации; капитальный ремонт системы электроснабжения в том числе (водно-распорядительного устройства, замена электрической межэтажной проводки, стояковой разводки, установки устройства заземления); капитальный ремонт крыши; капитальный ремонт по замене системы холодного водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры; капитальный ремонт по замене системы горячего водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры.
В обоснование требований истец указал, что является собственником "адрес" жилом многоквартирном "адрес" по проспекту Ленина в городе Рубцовске Алтайского края. Ответчик является бывшим наймодателем и собственником указанного жилого дома.
Ссылаясь на положения ст.ст. 6, 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и приложения N2N3 Ведомственных строительных норм 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N312 истец отмечает, что с момента ввода вышеуказанного дома в 1953 году в эксплуатацию его капитальный ремонт не проводился, до настоящего времени, дом в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда не включен, в связи с чем, ранее возникшее у его жителей право требования проведения капитального ремонта сохранено, поэтому обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, лежит на администрации города Рубцовска Алтайского края.
Представитель истца при рассмотрения дела исковые требования поддержал частично, просил вынести решение, исходя из заключения эксперта, в решении указать работы по капитальному ремонту дома с учетом заключения экспертизы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, полагая, что обязанность по проведению капитального ремонта лежит на собственниках жилого дома, о чем указано в Жилищном кодеке Российской Федерации. Отмечал, что в Алтайском крае принят закон, согласно которому собственники дома оплачивают взносы на капитальный ремонт. Обращено внимание суда, что в заключение эксперт включил работы по текущему ремонту дома по замене светильников.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 января 2015 года на администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность произвести следующие работы по капитальному ремонту на многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" за счет собственных средств в срок до ДД.ММ.ГГ:
- по капитальному ремонту системы отопления: заменить стояки и подводки к отопительным приборам в многоквартирном доме;
- по системе канализации: заменить канализационные стояки, заменить канализационные лежаки к сантехприборам, произвести устройство водоотводящего лотка;
- по системе холодного и горячего водоснабжения: произвести ремонт, замену трубопроводов, полотенцесушителей, относящихся к общедомовым инженерным системам; произвести замену трубной разводки;
- по крыше: восстановить температурно-влажностный режим, произвести ремонт, герметизацией воздуховодов, вентиляционных шахт систем вентиляции, мусороудаления, газоходов, заменить или отремонтировать кровельное покрытие, произвести ремонт или замену кровли на козырьках входных групп, балконов верхних этажей, заменить или отремонтировать парапетные решетки, ограждения, устройства для молниезащиты и заземления;
- по системе электроснабжения: ремонт освещения общедомовых помещений, заменить внутридомовые питающие магистрали, магистрали стояков и групповых сетей освещения общедомовых помещений; ремонт или замену вводно - распределительного устройства, произвести замену освещения общедомовых мест.
Взысканы с администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу Будаева А. П. расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей и расходы по оплате экспертизы в сумме "данные изъяты" рублей, всего взыскано "данные изъяты" рублей.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2006 N 491. Полагает, что обязанность содержания имущества возложена на его собственника, в том числе за счет собственников должен проводиться капитальный ремонт. В настоящее время управляющей организацией, обслуживающей дом, где проживает истец, является "данные изъяты"
Представитель истца в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения, как необоснованную указав, что с момента ввода вышеуказанного дома в 1953 году в эксплуатацию его капитальный ремонт не проводился, в связи с чем, ранее возникшее право требования проведения капитального ремонта сохранено, следовательно обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, лежит на администрации города Рубцовска Алтайского края.
Представитель истца Василевич Н.И. - "данные изъяты" в суде апелляционной инстанции просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные сторонами доказательства в совокупности, применил подлежащий применению закон и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, в соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 1 данного Федерального закона Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.
Вместе с тем, согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если на момент приватизации указанная обязанность не была выполнена.
Как действовавшим ранее Жилищным кодексом РСФСР (п. 2 ст. 15), так и действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 65) обязанность по проведению капитального ремонта возложена на наймодателя, ранее - на районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР.
Статьей 141 ЖК РСФСР была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (ст. 149 ЖК РСФСР).
Истец является собственником жилого помещения - "адрес" жилом многоквартирном "адрес" "адрес". Жилое помещение передано в его собственность в порядке приватизации
До начала приватизации жилой "адрес" в городе Рубцовске находился в ведении "данные изъяты", в последствие был принят в муниципальную собственность, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с положениями ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодателем жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда является его собственник, действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления либо управомоченное им лицо.
Согласно ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Уставом г. Рубцовска Алтайского края установлены полномочия администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства, администрация организует содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства.
Кроме того, как указано выше, принятие дома по проспекту "адрес" в муниципальную собственность, сторонами не оспаривалось.
Таким образом администрация города Рубцовска Алтайского края является надлежащим ответчиком по делу.
Установлено, что многоквартирный жилой дом по "адрес" *** в "адрес" был построен и сдан в эксплуатацию в 1953 году.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГ (протокол общего собрания собственников жилья многоквартирного дома, проведенного в форме совместного присутствия) в качестве управляющей организации выбрано "данные изъяты"
Учитывая, что администрация г. Рубцовска, как собственник дома, который находился в ее ведении до приватизации квартир, не производила работы капитального характера, несмотря на то, что плата за данный вид работ с жильцов взималась, суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на администрацию г.Рубцовска обязанности по производству капитального ремонта дома.
При таких обстоятельствах ссылка в жалобе администрации г. Рубцовска на то, что осуществление работ по капитальному ремонту в полномочия администрации не входит, является несостоятельной.
Сохранение обязанности муниципального образования, как наймодателя жилого фонда, произвести капитальный ремонт обусловлено тем, что указанная обязанность возникла и не была исполнена на момент приватизации, то есть до возложения бремени содержания имущества на граждан, приватизировавших квартиры. В связи с этим оснований для неприменения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не усматривается, суд правильно исходил из указанной нормы этого Закона, удовлетворяя заявленные исковые требования.
В соответствии с п.п. 1.2, 5.6 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ведомственные строительные нормы (ВСН) 58-88-р), утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, плановые сроки начала и окончания капитального ремонта и реконструкции зданий и объектов должны назначаться на основании норм продолжительности ремонта и реконструкции, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, устанавливаемом органами отраслевого управления. Указанное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Приложением N 2 к указанному Положению определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, которая до постановки на капитальный ремонт для жилых зданий полносборных крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома, а также здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) составляет 15-20 лет; для жилых зданий со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с деревянными перекрытиями; деревянных, со стенами из прочих материалов при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома и здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) составляет 10-15 лет.
Доказательств того, что до начала приватизации жилых помещений дома состояние элементов дома с учетом срока их эксплуатации, не нуждалось в капитальном ремонте либо обязанность по проведению капитального ремонта была исполнена, ответчиком в судебное заседание не представлено.
Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы, по состоянию на 1992 год системы отопления, канализации, электроснабжения, водоснабжения и крыша жилого дома по проспекту "адрес" требовали капитального ремонта.
Истец Будаев А.П. приватизировал квартиру в спорном доме ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что на момент приватизации квартир дом требовал капитального ремонта как согласно вышеуказанным нормативам, так и по своему техническому состоянию. Указанное обстоятельство ответчиками не опровергнуто.
Таким образом, вывод суда о наличии у ответчика обязанности осуществить капитальный ремонт дома, где проживают истцы, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.