Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре Шаранове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Халлирахмановой А.М. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 декабря 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Халлирахмановой А.М. к Министерству финансов Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче документов для получения при достижении возраста 53 лет государственной услуги - предоставлении пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) государственному служащему, решения (приказа) Министерства финансов Республики Башкортостан о продолжительности стажа государственной службы, дающего право на пенсию за выслугу лет и документа, подтверждающего размер месячного денежного содержания; о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение, отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халлирахманова А.М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Республики Башкортостан о признании незаконным отказа ответчика в выдаче документов для получения при достижении возраста 53 лет государственной услуги "предоставление пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) государственным служащим": решения (приказа) Министерства финансов Республики Башкортостан о продолжительности стажа государственной службы Халлирахмановой А.М., дающего право на пенсию за выслугу лет, и документа, подтверждающего размер месячного денежного содержания; возложении на ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение путем принятия решения (приказа) о продолжительности стажа государственной службы истицы, дающего право на пенсию за выслугу лет, выдачи документа, подтверждающего размер месячного денежного содержания.
В обоснование иска указано, что в период с дата года по дата года истица замещала должность ... государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве финансов Республики Башкортостан. Уволена с занимаемой должности по собственному желанию в связи с ухудшением состояния здоровья.
В связи с тем, что дата года истица достигнет возраста 53 лет, дата года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении решения о продолжительности стажа государственной службы, дающего право на пенсию за выслугу лет и документа, подтверждающего размер месячного денежного содержания.
Ответчиком отказано в предоставлении запрашиваемых документов со ссылкой на разъяснение заседания Комиссии по вопросам государственной службы при Президенте Республики Башкортостан от 26 января 1999 года N 1.
Считает данный отказ незаконным, так как он препятствует обращению с заявлением о назначении пенсии в связи с выслугой лет согласно Закону Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан", где в ст. 30 указано, что для назначения пенсии за выслугу лет минимальный стаж государственной службы установлен в 10 лет для женщин, при этом государственные служащие, имеющие такой стаж государственной службы, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию по старости на общих основаниях.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Халлирахманова А.М. в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, нарушил нормы материального права и вынес незаконное и необоснованное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав Халлирахманову А.М., представителя ответчика Гилязеву А.Р., судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно Конституции Республики Башкортостан граждане имеют равный доступ к государственной службе (статья 34); труд свободен, каждый в Республике Башкортостан имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть первая статьи 40).
Конституция Республики Башкортостан в соответствии с целями социального государства (часть первая статьи 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 45).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В Республике Башкортостан пенсионное обеспечение государственного служащего определяется статьей 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/28 "О государственной службе Республики Башкортостан".Согласно абзацам 1 и 2 части 1 названной статьи лица, замещавшие после вступления в силу настоящего Закона государственные должности государственной службы Республики Башкортостан, должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан и имеющие выслугу лет на государственной службе Республики Башкортостан, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе по достижении ими возраста, при котором назначается трудовая пенсия по старости на общих основаниях, за исключением случаев увольнения с государственной службы, связанных с виновными действиями.
Для назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе устанавливается минимальный стаж государственной службы: для мужчин - 12,5 лет, для женщин - 10 лет.
Государственные служащие, имеющие стаж государственной службы, предусмотренный абзацем вторым настоящей части, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию по старости на общих основаниях.
Установлено, что Халлирахманова А.М. являлась государственным гражданским служащим в Министерстве финансов Республики Башкортостан (последняя занимаемая должность в Министерстве - ... ).
Согласно приказу N ... от дата года истица уволена с занимаемой должности дата года по собственному желанию (л.д.10).
В настоящее время истица на государственной службе Республики Башкортостан не состоит.
дата года Халлирахманова А.М. обратилась в Министерство финансов Республики Башкортостан с заявлением о выдаче документов о стаже государственной гражданской службы и справки о денежном содержании в целях обращения в Республиканский центр поддержки населения по Ленинскому району г.Уфы по вопросу пенсионного обеспечения. Указанное заявление получено ответчиком дата года (л.д.11).
На обращение истицы Министерством финансов Республики Башкортостан дан ответ исх. N ... от дата года, в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет возникает у истицы по достижении возраста 55 лет.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению истица в настоящее время не имеет и отказал в иске. При этом суд исходил из того, что истица не достигла пенсионного возраста, не является получателем пенсии по инвалидности, в настоящее время на должности государственной гражданской службы не состоит.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он является законным и обоснованным.
Для возникновения права на назначение пенсии, государственный служащий должен иметь определенный стаж работы и достичь возраста, при котором ему будет назначена трудовая пенсия по старости, то есть, 55 лет (для женщин).
Действительно, Закон "О государственной службе Республики Башкортостан" от 13 октября 1994 года предусматривает досрочное назначение пенсии за выслугу лет за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию по старости на общих основаниях, то есть по достижении 53 лет.
Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, такое досрочное назначение пенсии предусмотрено для лиц, состоящих на государственной службе.
На момент обращения к ответчику, Халлирахманова А.М. не состояла на государственной службе.
Истицей не представлено доказательств трудовой занятости на государственной службе по достижении возраста 53 лет, что является обязательным основанием для решения вопроса о назначении пенсии по указанному истицей основанию.
Доводы истицы не могут служить основаниями для удовлетворения требований о признании незаконным отказа Министерства финансов Республики Башкортостан в выдаче запрашиваемых документов. Запрашиваемые документы по существу являются основанием для назначения пенсии за выслугу лет, тогда как обязанности для выдачи запрашиваемых документов у ответчика не имеется в силу недостижения истицей возраста, дающего права на такую пенсию.
Так, согласно Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы от 24 февраля 1997 года, утвержденному Указом Президента Республики Башкортостан, заявление о назначении пенсий по форме приложения N 1 к Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы подается лицами, замещавшими государственные должности категории "А", "Б", "В", в орган государственной службы, в котором заявитель замещал государственную должность или его правопреемнику. При отсутствии правопреемника заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в Комиссию.
В случае отсутствия необходимого стажа орган государственной службы (его правопреемник) или Комиссия не позднее 5 дней после принятия соответствующего решения извещает об этом заявителя в письменной форме с указанием причин отказа и одновременно возвращает заявление.
Истица не лишена возможности обратиться с указанным заявлением по достижении возраста 55 лет, о чем обоснованно указано в оспариваемом решении Министерства финансов Республики Башкортостан.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам, представленным сторонами, дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Халлирахмановой А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф.Крыгина
Судьи А.Р.Низамова
Р.Р.Нурмухаметова
Справка: судья Индан И.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.