Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Михляевой Г.А.
Милютина В.Н.
при секретаре: Миграновой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Зариповой Ю.А. Сандаковой Я.Ю. на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05.11.2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Зариповой Ю.А. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязании поставить ее на учет как лицо, которое ранее относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарипова Ю.А. обратилась в суд с иском с последующим уточнением к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит суд отказ Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, выраженный в форме письма от 12.05.2014г. отменить; обязать Администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, которое ранее относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет. В обоснование иска указано, что она ( дата года рождения) проживает по адресу: адрес, с 1996г. по 2006г. проживала в Баймакском районе РБ. Мать - ФИО2 умерла дата., отца нет. Опекуном в соответствии с распоряжением главы Зилаирской сельской администрации МР Баймакский район РБ являлась ее тетя ФИО5 С 2005г. по настоящее время она проживает в г.Уфе, закончила УГАТУ. Жилье на протяжении всего времени снимала. Инспекторы органа опеки и попечительства Баймакского района РБ ни разу с 2002г. ее не навещали, никакого жилья за ней закреплено не было, что подтверждается распоряжением главы Зилаирской сельской администрации от 24.09.2001г., в соответствии с которым ФИО5 назначена опекуном, но без закрепления жилья за несовершеннолетней Зариповой Ю.А., что противоречило действующему на тот момент законодательству. С момента рождения и до настоящего времени Зарипова Ю.А. не являлась и не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилых помещений по договорам социального найма и собственником жилого помещения. По этой причине не было возможности в возрасте до 23 лет встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А также вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите ее прав в тот период, когда она были несовершеннолетней, ее опекуном, органами опеки и попечительства. На основании ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29. 02.2012г. N 15-ФЗ), ст. 20 Гражданского кодекса РФ, она обратилась по месту жительства в Администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ с заявлением о принятии ее на учет и обеспечении жилым помещением. Администраций Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ ей было отказано в связи с тем, что на момент подачи заявления ей исполнилось 23 года. Считает, что отказ Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ, выраженного в форме письма от 12.05.2014г. подлежит отмене, т.к. она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления в лице Администрации Орджоникидзевского района городского округа г.Уфа РБ в пределах социальной нормы представления жилья, т.к. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Зариповой Ю.А. Сандакова Я.Ю., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить полностью ввиду его незаконности и необоснованности. Указала, что опекуном Зариповой Ю.А., а также органом опеки и попечительства Баймакского района РБ ненадлежащим образом выполнялись обязанности, а именно: за истцом не было закреплено жилое помещение, подопечная лишь дважды посещалась для обследования места жительства, до достижения совершеннолетия ей не были разъяснены ее права и обязанности, в том числе о праве на предоставление жилого помещения. То обстоятельство, что орган местного самоуправления не поставил Зарипову Ю.А. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения ранее, не должно отражаться на правах истца, ставиться в зависимость от выполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности. Нельзя согласиться с выводом суда о пропуске срока обжалования решения органа местного самоуправления. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что паспорт истца был утерян, в связи с чем она также не могла вовремя обратиться в суд. Также в резолютивной части указано об отказе в удовлетворении иска, без учета уточнения требований.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, выслушав Зарипову Ю.А. и ее представителя Сандакову Я.Ю., поддержавших жалобу, представителя Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы Гилемханову А.Ф., возражавшую против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Зарипова Ю.А. родилась дата года рождения, ее родителями являются: ФИО14 и ФИО2. Сведения об отце записаны со слов матери.
ФИО2 умерла дата. Распоряжением Главы Зилаирской сельской администрации Баймакского района РБ N ... от дата ФИО5 назначена опекуном несовершеннолетней Зариповой Ю.А.
Согласно сведениям Администрации MP Баймакский район РБ от 10.10.2014 года Зарипова Ю.А., ранее зарегистрированная по адресу: адрес, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальном районе Баймакский район РБ не состоит.
В настоящее время Зарипова Ю.А. зарегистрирована и проживает по адресу: адрес.
Согласно справке Управления Росреестра по РБ Зарипова Ю.А. собственником объектов недвижимости не является.
17 апреля 2014 г. Зарипова Ю.А. обратилась в Администрацию ГО город Уфа РБ по вопросу предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ от 12.05.2014 года N16-03-1531 Зариповой Ю.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди отказано, поскольку ее возраст превышает 23 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но истец с таким заявлением до достижения ею возраста 23 лет не обращалась, в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста также не обращалась, доказательств наличия уважительности причин этому не представлено, то истец утратила право на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 25.02.2013 N261-0, законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Однако предоставление жилого помещения лицам указанной категории носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения.
До 23 лет Зарипова Ю.А. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях в данном органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, как указано выше, в Администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась лишь 17.04.2014 г., когда ей исполнилось 26 лет, что препятствует льготному обеспечению ее жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доказательства более раннего обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что суд, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, пришел к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин необращения с указанным заявлением до достижения возраста 23 лет.
Доводы стороны истца о том, что о своих правах Зарипова Ю.А. узнала недавно, что органы местного самоуправления, органы опеки не разъяснили ее права и социальные гарантии, что вследствие ненадлежащего исполнения органом опеки и ее опекуном своих обязанностей за истцом не было закреплено жилое помещение, не являются основанием к отмене решения.
Несостоятельным судебная коллегия находит и довод жалобы о наличии уважительных причин пропуска срока на обжалование решения органа местного самоуправления ввиду того, что истец обращалась за восстановлением своего права в органы прокуратуры, к Уполномоченному по правам человека РБ, а также ею был утерян паспорт (при этом доказательства его утери не представлены), вследствие чего она не могла вовремя обратиться в суд, поскольку они не препятствовали истцу обратиться в суд в установленный законом срок.
Довод жалобы о том, что в резолютивной части указано об отказе в удовлетворении иска, без учета уточнения требований, не может повлечь отмену или изменение решения суда в силу ч.6 ст.330 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05.11.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Зариповой Ю.А. - Сандаковой Я.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.М. Мухаметова
Судьи В.Н. Милютин
Г.А.Михляева
Справка: судья Александрова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.