Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Михляевой Г.А.
Анфиловой Т.Л.
при секретаре Миграновой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шариповой С.А. Файзуллиной Л.Р. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10.12.2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Шариповой С.А. к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, отказать.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарипова С. А. обратилась в суд с иском с учетом уточнения требований к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, мотивируя свои требования тем, что с 19 февраля 1999 года по 30 августа 2003 года воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в адрес Республики Башкортостан. Причиной невозможности в возрасте до 23 лет встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, явилось отсутствие гражданства, которое получено в 2008 году. Отказ Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении противоречит пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Шариповой С.А. Файзуллина Л.Р., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить полностью ввиду его незаконности и необоснованности. Указала, что Шарипова С.А. получила российское гражданство лишь в сентябре 2008 года и уже в октябре того же года обратилась в администрацию Кировского района ГО г.Уфа РБ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако заявление принято не было ввиду отсутствия постоянной регистрации. Шарипова С.А. была вынуждена обращаться к главе администрации города, уполномоченному по правам человека РБ, в органы прокуратуры, где получила отказ в связи с тем, что до достижения возраста 23 лет не обращалась с заявлением о принятии на учет. Судом необоснованно отклонено ходатайство об истребовании доказательств - журнала личного приема граждан за октябрь 2008 года, личного дела Шариповой С.А. Судом не учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: отсутствие гражданства до 2008 года, обращение в администрацию района сразу по получении гражданства, несоблюдение руководителем воспитательного учреждения функций опеки, невыполнение органом опеки и попечительства своих обязанностей по выявлению условий жизни детей.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, выслушав Шарипову С.А., ее представителя Файзуллину Л.Р., поддержавших жалобу, представителя администрации Кировского района ГО г.Уфа РБ Халикову Ю.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.121996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Шарипова С.А. родилась дата, ее родителями являются: ФИО2 и ФИО10 ФИО13 Сведения об отце записаны со слов матери.
Мать истца ФИО2 вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Уфы РБ от дата лишена родительских прав в отношении ребенка Шариповой С.А. Постановлением главы администрации Ленинского района г.Уфы N ... от дата несовершеннолетняя Шарипова С.А. устроена в детский дом. Выдана путевка в адрес РБ.
Согласно сведениям Администрации MP Белорецкий район РБ от 21.10.2014 года Шарипова С.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, сведения о постановке Шариповой С.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.
В настоящее время Шарипова С.А. зарегистрирована и проживает по адресу: адрес
Шарипова С.А. обратилась в Администрацию Кировского района ГО город Уфа РБ по вопросу постановки на учет и предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в чем ей письмом от 25.10.2013 года отказано, поскольку ее возраст превышает 23 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но истец с таким заявлением до достижения ею возраста 23 лет не обращалась, доказательств наличия препятствий к этому не представлено, то истец утратила право на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 25.02.2013 N261-0, законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Однако предоставление жилого помещения лицам указанной категории носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения.
До 23 лет Шарипова С.А. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях в данном органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, как указано выше, в Администрацию Кировского района ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась лишь в октябре 2013 г., когда ей исполнилось 27 лет, что препятствует льготному обеспечению ее жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доказательства более раннего обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что суд, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, пришел к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин необращения с указанным заявлением до достижения возраста 23 лет.
Доводы стороны истца о том, что такими уважительными причинами являются в том числе ненадлежащее выполнение функции опекуна воспитательным учреждением, ненадлежащее исполнение органом опеки своих обязанностей, не являются основанием к отмене решения.
Отсутствие гражданства также не являлось препятствием для обращения с заявлением о постановке на учет.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске срока обращения с заявлением об оспаривании отказа администрации района в постановке истца на учет. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, доказательств обратного либо доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10.12.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шариповой С.А. Файзуллиной Л.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.М. Мухаметова
Судьи Т.Л. Анфилова
Г.А.Михляева
Справка: судья Индан И.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.