Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Гареевой Д.Р.
Куловой Г.Р.
при секретаре Хафизовой Ю.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 04 декабря 2014 года, которым постановлено:
признать незаконным распоряжение Главы администрации Калининского адрес городского округа адрес N N ... от дата в части исключения Миронова В.С. из списков очередников нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, уволенные с военной службы".
Обязать администрацию Калининского адрес городского округа адрес восстановить Миронова В.С. в очереди очередников нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, уволенные с военной службы" согласно дате постановки на учет с дата.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миронов B.C. обратился в суд с иском к Администрации Калининского адрес городского округа адрес Республики Башкортостан о признании незаконным и подлежащим отмене постановление главы Администрации Калининского адрес городского округа адрес Республики Башкортостан N N ... от дата; об обязании восстановить в списке очередников по категории "фонд офицеров запаса" на получение жилья с дата. В обоснование иска указано, что с дата по дата истец проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил СССР и РФ. В соответствии с приказом Министерства Обороны РФ N ... от дата он был уволен из рядов Вооруженных Сил по ... , воинское звание " ... ". Выслуга на момент увольнения в льготном исчислении составила ... месяцев. После увольнения из рядов Вооруженных Сил в соответствии с постановлением Главы Администрации Калининского адрес N ... от дата он был поставлен на учет в списке очередников, нуждающихся в жилых помещениях по категории "фонд офицеров запаса". Он получил карточку очередника дата. дата он получил письмо Администрации Калининского адрес городского округа адрес РБ за N ... о необходимости предоставления документов для получения жилищного сертификата. Все необходимые документы им были представлены. Между тем ответчик вынес постановление N N ... от дата о снятии его с указанного учета. Он считает, что действия ответчика по снятию его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, являются незаконными, нарушают его жилищные права. Указанное постановление подлежит отмене, с восстановлением его в специальном списке очередников нуждающихся в жилых помещениях по категории "фонд офицеров запаса".
Судом постановлено приведенное выше решение суда.
В апелляционной жалобе Администрации Калининского адрес городского округа адрес РБ ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре судом не был привлечен к участию в деле, указанным решением его права и обязанности затрагиваются. Федеральным законом от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (п.14, ст.15), действовавшим на момент постановки истца на жилищный учет, предусмотрено предоставление документа о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Суд при разрешении спора указанные обстоятельства не выяснил.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Миронова В.С. - Акатьеву Г.С. о законности решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года "О защите прав человека и основных свобод", ст. 1 "Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции".
Согласно ст. 6 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 года "Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ:
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностном лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что Приказом Министра обороны от дата N ... майор Миронов В.С. уволен с военной службы в запас по ... ). На дату увольнения выслуга лет составила ... месяцев.
В материалах учетного дела имеется справка начальника КЭЧ, из которой следует, что Миронов В.С. проходил военную службу с августа дата по дата года, жильем не обеспечивался, проживал в общежитии ДОС.
В связи с отсутствием жилой площади, и увольнением из Вооруженных Сил РФ, Миронов В.С. обратился с заявлением к Главе Администрации Калининского адрес о принятии его на учет для получения жилой площади.
Постановлением Главы Администрации Калининского адрес N ... от дата он включен в списки очередников района по категории "фонд офицеров в запасе", номер очереди N N ... , что подтверждается соответствующей справкой (л.д.9, 10).
Из материалов учетного дела следует, что распоряжением главы Администрации Калининского адрес городского округа адрес N N ... от дата Миронов B.C. был снят с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, уволенные с военной службы".
дата он получил письмо N ... Администрации Калининского адрес ГО адрес с указанием о том, что сведения в подтверждении нуждаемости в жилом помещении Мироновым В.С. на момент перерегистрации представлены не были, в связи с чем на основании распоряжения главы Администрации Калининского адрес ГО адрес РБ N ... от дата. он снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. (л.д.16-л.д.18).
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что истец проживает и зарегистрирован в квартире по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м. Указанная квартира принадлежит его сестре на праве собственности, в квартире зарегистрированы трое: истец, его родная сестра, племянница. Из имеющихся в материалах дела сведений, указанных в справках ГУП БТИ РБ, Управления Росреестра, следует, что истец не является собственником недвижимого имущества.
В адрес Миронова В.С. неоднократно направлялись письма Администрацией Калининского адрес ГО адрес дата., дата. о необходимости представить документы в подтверждении нуждаемости в жилом помещении, в том числе справку о сдаче жилья по месту службы. Между тем, указанные письма он не получал, поскольку указанные письма возвращены с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
Удовлетворяя требования Миронова В.С., суд правомерно исходил из положений ст.15 Закона РФ от 22.01.1993г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений; граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 2 абзаца восьмого раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865, предусмотрено, что право на получение субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета имеют граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в муниципальных образованиях на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., в том числе: граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения Администрации Калининского адрес ГО адрес РБ, поскольку жилищные условия Миронова В.С. с момента постановки на учет и до момента снятия с учета не изменились. При этом стороной ответчика не представлено доказательств получения Мироновым В.С. писем районной Администрации от дата., дата. с требованием о необходимости предоставления документов в подтверждении нуждаемости в жилом помещении.
Суд, обоснованно отклонил доводы ответчика о пропуске Мироновым В.С. трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжение Главы администрации Калининского адрес городского округа адрес N N ... от дата и восстановлении нарушенного права. При этом суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое распоряжение в адрес истца не направлялось, доказательств иного ответчиком в суд не представлено.
Из материалов дела следует, что о снятии с учета истцу стало известно после получения письма от дата со ссылкой на распоряжение N N ... от дата года, которое было отправлено ответчиком через почтовое отделение дата года, доказательств своевременного получения истцом указанного распоряжения представителем ответчика не представлено и материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что Миронов В.С. не имел возможности обратиться в суд в дата году, в связи с отсутствием сведений об оспариваемом распоряжении. О данном распоряжении он узнал из письма от дата. Администрации Калининского адрес ГО адрес, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу о том, что трехмесячный срок, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, им не пропущен.
Доводы жалобы о том, что Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре судом не был привлечен к участию в деле, указанным решением его права и обязанности затрагиваются, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку оспаривается распоряжение Администрации Калининского адрес ГО адрес о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях. Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре не наделен полномочиями по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы жалобы о том, что судом не исследовался вопрос о признании за Мироновым В.С. права на обеспечение жильем за счет субвенций из федерального бюджета, без справки о сдаче жилья по последнему месту службы, являются несостоятельными, поскольку в материалах учетного дела имеется справка ... в/ч N ... от дата. Согласно указанной справке, за время прохождения службы в войсковой части N ... жилой площадью Миронов В.С. не обеспечивался. В материалах дела имеется аналогичная справка от дата. N ...
Другие доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не содержащими оснований к отмене или изменению решения суда.
Разрешая спор, суд дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, и не допустил нарушений процессуального закона, изложенные в решении выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Таким образом, оспариваемое решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Калининского района без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Гареева Д.Р.
Кулова Г.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.