Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Куловой Г.Р.
Сафина Ф.Ф.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства финансов Республики Башкортостан Байбулатова И.З. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Советского района г. Уфы в интересах Гайнуллиной Р.Ш. к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставить специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Гайнуллиной Р.Ш. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилищного фонда сроком на ... лет в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Уфы, в интересах Гайнуллиной Р.Ш., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа, где просит обязать ответчика предоставить специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет. В обоснование иска указывает, что прокуратурой Советского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения.
Установлено, что постановлением главы Администрации Ленинского района г.Уфы РБ от дата N ... Гайнуллина Р.Ш., дата г.р., определена в дом ребенка.
Решением Ленинского районного суда г.Уфы РБ от дата мать Гайнуллиной Р.Ш. - Гайнуллина А.Ш. лишена родительских прав.
Гайнуллина Р.Ш. имеет временную прописку по месту пребывания: адрес.
Гайнуллина Р.Ш., дата.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достигла возраста ... лет, окончила ГБОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат N ... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, обучается в ГБОУ НПО Профессиональный лицей N ... адрес, собственником объектов недвижимости согласно справке ГУП БТИ РБ, Управления Росреестра по РБ не является, с дата состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", имеет малолетнего ребенка.
Вместе с тем, Гайнуллиной Р.Ш., не являющейся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени Администрацией ГО г.Уфа РБ не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Гайнуллиной Р.Ш., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, заместитель министра Министерства финансов Республики Башкортостан Байбулатов И.З. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, указав, что согласно материалам дела дата Гайнуллина Р.Ш. поставлена на учет распоряжением главы Администрации Советского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от дата N ... в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору специализированного найма. Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения Гайнуллиной Р.Ш. При таких обстоятельствах, судом не исследованы надлежащим образом все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены данного решения в апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, заслушав прокурора, судебная коллегия находит его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены в связи со следующим.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Гайнуллина Р.Ш. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию городского округа г. Уфа.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Администрации Ленинского района г.Уфы РБ от дата N ... Гайнуллина Р.Ш., дата.р., определена в дом ребенка.
Решением Ленинского районного суда г.Уфы РБ от дата мать Гайнуллиной Р.Ш. - Гайнуллина А.Ш. лишена родительских прав.
Гайнуллина Р.Ш. имеет временную прописку по месту пребывания: адрес, общ.
дата Гайнуллина Р.Ш. закончила обучение в ГБОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат N ... для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, обучается в ГБОУ НПО Профессиональный лицей N ... адрес.
дата на основании распоряжения главы Администрации Советского района ГО г.Уфы РБ N ... от дата Гайнуллина Р.Ш., дата.р., поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу, что истец в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, возложил обязанность на Администрацию городского округа город Уфа РБ предоставить истцу в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" установлено, что социальная норма предоставления жилья площадью не ниже 14 кв.м.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения Гайнуллиной Р.Ш., судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам и не свидетельствует об отсутствии обязанности предоставления жилья Гайнуллиной Р.Ш.
Сама по себе иная оценка норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя министра Министерства финансов Республики Башкортостан Байбулатова И.З. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи Г.Р. Кулова
Ф.Ф. Сафин
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.