Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 16 марта 2015 г. по делу N 33-107/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей - Томашевича В.В. и Никитчука И.В., при секретаре - Шаманаеве А.В., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе начальника территориального отделения в _ ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" (Далее - территориальное отделение "Западрегионжилье") - Скворцовой Н.С. на решение Мирненского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2014 года, которым удовлетворено заявление Чернобривенко С. М. об оспаривании действий начальника территориального отделения "Западрегионжилье", связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Чернобривенко обратился в суд с заявлением, в котором просил признать неправомерными действия начальника территориального отделения "Западрегионжилье", связанные с принятием решения от 20 октября 2014 года N 29-21/84 об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения в собственность по избранному постоянному месту жительства _ и отменить данное решение, после чего обязать должностное лицо повторно рассмотреть его заявление о принятии на вышеуказанный учет.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя.
Не соглашаясь с этим решением, Скворцова Н.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Как утверждается в жалобе, со ссылкой на п. 14 ст. 15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В заключение жалобы Скворцова указывает, что Чернобривенко не представил документы о предстоящем увольнении.
Рассмотрев материалы дела в объеме апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение об удовлетворении требований Чернобривенко, суд сослался на пункт 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, на Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, а также на Положение, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 13 октября 2011 года N 1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512".
При этом суд в решении указал, что возникновение у военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебным жилым помещением и имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, является основанием для признания нуждающимся в получении жилья в собственность бесплатно по избранному месту жительства и порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, признать военнослужащего нуждающемся в таком жилье.
Между тем, такой вывод суда является ошибочным, поскольку он основан на неправильном истолковании закона.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушения норм материального права.
Как установлено по делу, Чернобривенко , проходит военную службу по контракту в войсковой части _ Минобороны России и имеет выслугу более 20 лет. Контракт о прохождении военной службы с заявителем заключен с 27 марта 2013 года сроком на пять лет, то есть по 26 марта 2018 года.
Чернобривенко, как офицер, заключивший первый контракт после 1 января 1998 года, относится к числу военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Согласно исследованным материалам дела, заявителю в 2003 году представлено служебное жилое помещение _ (по месту прохождения службы) общей площадью 47,3 кв. м. на состав семьи из трех человек.
Оснований для увольнения с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья у заявителя не имелось, не представлены такие данные и в суд апелляционной инстанции.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей. Следовательно, заявитель, как относящийся к указанной категории военнослужащих, подлежит обеспечению на весь срок военной службы только служебным жилым помещением.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, к категории военнослужащих, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма, относятся лица имеющие выслугу на военной службе 20 лет и более. При этом п. 1 вышеназванных Правил установлено, что признание военнослужащих указанной категории нуждающихся в жилых помещениях осуществляется при их увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Более того, п. 9 Постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении требований Чернобривенко неправильно истолковал норы материального права, определив, что право военнослужащего на постановку его на учет нуждающихся в жилом помещении в собственность по избранному месту жительства приобретается лишь при наступлении у него выслуги более 20 лет.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств и оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется, судебная коллегия полагает необходимым в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ отменить полностью состоявшееся судебное решение и принять по делу новое - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Также, по мнению судебной коллегии, подлежит отмене обязанность взыскания с ФКУ 200 руб. в счет возмещения судебных расходов понесенных заявителем при оплате им государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 и п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирненского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2014 года, которым удовлетворено заявление Чернобривенко С. М. об оспаривании действий начальника территориального отделения _ ФГКУ связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении заявления Чернобривенко С. М. об оспаривании действий начальника территориального отделения _ ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства - отказать.
Исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с ФКУ в пользу Чернобривенко расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.