Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 18 марта 2015 г. по делу N 33-93/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Литвинова В.С., при секретаре Лущицком Н.Ю., с участием заявителя Степановского Л.Г., его представителя - адвоката Андрианова С.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе военнослужащего ФГБУ Минобороны России Степановского Л. Г. на решение 94 гарнизонного военного суда от 28 ноября 2014 года по его заявлению об оспаривании решения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее - ДЖО МО РФ) от 16 октября 2014 года N 194/1/30385 об отказе в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Литвинова В.С., выступление заявителя Степановского Л.Г. и его представителя Андрианова С.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Степановский оспорил в суд решение ДЖО МО РФ от 16 октября 2014 года N 194/1/30385, в соответствии с которыми ему было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: _ и он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции оставил заявление Степановского без удовлетворения.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Степановский подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся судебное постановление отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении всех его требований.
В обоснование своей позиции автор жалобы приводит обстоятельства, послужившие поводом к обращению его в суд первой инстанции и указывает, что в 1989 году ему на состав семьи из 4 человек была предоставлена трёхкомнатная квартира, общей площадью 58 кв. м., расположенная по адресу _ В марте 2005 года он был переведён к новому месту службы в войсковую часть _.
В апреле того же года он с семьёй установленным порядком был признан нуждающимся в получении жилья для постоянного проживания по месту службы.
В 2008 году он расторг брак и, не снимаясь с регистрационного учёта, стал проживать у знакомых в г. Москве. В 2009 году, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он, как не обеспеченный жилым помещением, был зачислен в распоряжение начальника ФГБУ Минобороны России. Извещением ДЖО МО РФ от 22 апреля 2014 года N 277179 ему, на состав семьи один человек, с учётом права на дополнительную площадь распределена вышеназванная двухкомнатная квартира, на получение которой он дал согласие и представил в уполномоченный орган все необходимые для этого документы. В предоставлении этого жилья по договору социального найма ему было отказано со снятием с жилищного учёта в связи с непредставление справки о сдаче ранее полученного жилья, а сняли его с жилищного учёта в связи с утратой оснований, дающих право на получение квартиры для постоянного проживания. Данное решение, по мнению Степановского, является незаконным, поскольку оно противоречит нормам действующего законодательства.
Автор жалобы указывает, что он неоднократно обращался в ДЖО МО РФ, в администрацию г. _, а также в суд по вопросам получения справки о сдаче жилья, раздела лицевого счёта, изменения договора социального найма, возможности приватизации отдельной комнаты в этой квартире.
Степановский также обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что им подавались письменные обязательства о своём снятии с регистрационного учёта с фактическим освобождением жилья в двухмесячный срок после непосредственного предоставления квартиры в г. _.
При таких обстоятельствах, по мнению заявителя им были предприняты все меры, в том числе и в судебном порядке по освобождению ранее предоставленного жилого помещения и получения справки о сдаче квартиры в г. _, что, по его мнению, свидетельствует о возможности получения им спорного жилья в г. _ с оставлением бывшим членам семьи ранее полученной квартиры.
Автор жалобы полагает, что вывод жилищного органа в оспариваемом решении об утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является ошибочным, поскольку его нуждаемость в квартире по последнему месту службы до настоящего времени не отпала.
Степановский, ссылаясь на решение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2010 года N ВГКПИ 10-7, утверждает, что он вправе числиться на жилищном учёте.
Заявитель и его представитель в суде апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной инстанции и кроме того пояснили, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку в настоящее время Степановским получена справка N 1 от 17 февраля 2015 года, выданная администрацией городского поселения _ о сдаче жилого помещения, в соответствии с которой он оставил квартиру родственникам.
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в выступлениях заявителя и его представителя, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
По делу бесспорно установлено, что Степановский относится к числу военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и имеет общую выслугу свыше 10 лет.
В 1989 году от Министерства обороны СССР заявителю по месту службы на состав семьи из 4 человек для постоянного проживания по ордеру была предоставлена отдельная трёхкомнатная квартира, общей площадью 58 кв. м., расположенная по адресу _., которую он с бывшими членами семьи на условиях социального найма занимал на момент рассмотрения его заявления судом первой инстанции.
Решением жилищной комиссии войсковой части _ от 10 января 2006 года, протокол N 2, принято решение о необходимости ходатайствовать о постановке Степановского в очередь на получение жилья в г. Москве, как прибывшего к новому месту службы.
Решением жилищной комиссии от 14 сентября 2010 года, протокол N 8, в связи с расторжением в 2008 году заявителем брака и включением его с 1 декабря 2009 года в списки внеочередников на получение жилья для постоянного проживания в г. _, принято решение ходатайствовать об обеспечении Степановского однокомнатной квартирой в указанном городе, с оставлением квартиры в г. _ бывшим членам его семьи.
Однако доказательств, убедительно свидетельствующих о принятии должностными лицами Минобороны России положительного решения по вопросу оставления бывшим членам семьи заявителя квартиры в г. _, Степановским суду первой инстанции не представлено, не приведены они и в апелляционной жалобе.
После установления уполномоченным органом Минобороны России вышеуказанных обстоятельств, оспариваемым решением должностного лица заявителю было отказано в предоставлении жилого помещения в г. _ и он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта "б" п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкции), утверждённой одноимённым приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма от Минобороны России.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 этого же Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 14 данной статьи Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах РФ Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и специальные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением к нему соответствующих документов, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче ранее занимаемого жилого помещения, полученного от Минобороны России.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Минобороны России.
Судом установлено, что заявитель с 1989 года по 17 февраля 2015 года был зарегистрирован в отдельной трёхкомнатной квартире, общей площадью 58 кв.м. в г. _. В этом жилье вместе с ним на условиях социального найма зарегистрированы бывшие члены его семьи.
Администрацией городского поселения _ в ответе от 4 декабря 2012 года N 1644 Г Степановскому в удовлетворении просьбы о разделении лицевых счетов по _ отказано. Из копии ответа этой же администрации от 20 декабря 2012 года N 1644/1Г видно, что заявителю по вопросу приватизации отдельной 9-ти метровой комнаты в этой квартире также отказано.
Вступившим в законную силу решению _ городского суда _ от 11 марта 2013 года, Степановскому отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования _, и бывшим членам его семьи об изменении договора социального найма по данной квартире, также заявителю отказано в понуждении к принудительному обмену жилья. Этим же судебным постановлением установлено, что бывшие члены заявителя желают оставаться проживать в этой квартире на условиях социального найма и отказываются от приватизации названного жилого помещения.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции Степановским представлена справка N 1 от 17 февраля 2015 года, выданная администрацией городского поселения _ Люберецкого муниципального района Московской области, которая не вызывает сомнений в своей достоверности, была принята и исследован судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном абз. 2 ч. 1 ст. 3271 ГПК РФ. Из указанной справки следует, что квартиру, расположенную по адресу: _ заявитель оставил родственникам.
Таким образом, поскольку освободить и сдать в установленном порядке квартиру, полученную от военного ведомства, Степановский фактически не может, данное обстоятельство лишает Минобороны России возможности предоставить вышеуказанное жилое помещение другим военнослужащим и членам их семей как это определено п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что права требовать от военного ведомства повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", заявитель не может, в связи с чем, оспариваемое им решение должностного лица об отказе в предоставлении распределенного по избранному месту жительства в г. _ жилого помещения и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, является обоснованными.
Иное понимание и толкование заявителем действующего законодательства по оспариваемому вопросу, отраженное им в апелляционной жалобе, а также высказанное Степановским и его представителем в суде апелляционной инстанции, о незаконности либо необоснованности состоявшегося судебного решения не свидетельствуют.
Что же касается ссылок Степановского на нотариальные обязательства от 21 ноября 2013 года и от 16 октября 2014 года о его незамедлительном снятии с регистрационного учёта с фактическим освобождением квартиры в г. _ в течение двух месяцев после заключения с ним договора социального найма или передаче в собственность жилого помещения, то они не влияют на принятое судом решение, поскольку, как видно из содержания этих обязательств, они даны только заявителем, и, как пояснил сам Степановский, бывшие родственники, которые в настоящее время проживают в этой квартире, освобождать её не желают, а в разделе лицевого счёта, изменении договора социального найма и приватизации отдельной комнаты размером 9 кв. м. ему отказано.
Ссылка автора жалобы на решение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2010 года N ВГКПИ 10-7 значения для разрешения гражданско-правового спора не имеет, поскольку затрагивает другие вопросы, связанные с постановкой на жилищный учёт, а не со снятием с этого учёта.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 28 ноября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего ФГБУ Минобороны России Степановского Л. Г. об оспаривании решения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России от 16 октября 2014 года N 194/1/30385 об отказе в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.