Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М.Насретдиновой,
судей О.В. Вишневской и Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Л.Н. Псардия,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2014 года, которым с учетом исправлений, внесенных определением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 28 ноября 2014 года, постановлено:
иск Аглямовой Н.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы Аглямовой Н.Г.:
период работы с 01 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы РТ в льготном исчислении из расчета год работы за год и 3 месяца;
период работы с 31 июля 1992 года по 30 сентября 1993 года в должности воспитателя ясли сада N НПО " ... г.Набережные Челны;
периоды обучения на курсах повышении квалификации с 23 апреля 2002 года по 24 мая 2002 года, с 23 апреля 2007 года по 25 мая 2007 года, с 12 апреля 2012 года по 18 мая 2012 года;
период работы с 01 апреля 2012 года по 13 сентября 2012 года в должности медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГАУЗ " ... детская больница с перинатальным центром" г. Набережные Челны РТ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан назначить Аглямовой Н.Г. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истицы Ховрычева В.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аглямова Н.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истица указала, что "дата" она обратилась в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением ответчика в этом ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом Аглямова Н.Г. не согласна, полагает, что из указанного стажа ответчиком необоснованно исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 апреля 2002 года по 24 мая 2002 года, с 23 апреля 2007 года по 25 мая 2007 года, с 12 апреля 2012 года по 18 мая 2012 года, а также периоды работы с 1 апреля 2012 года по 13 сентября 2012 года в должности медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГАУЗ " ... детская больница с перинатальным центром" г.Набережные Челны Республики Татарстан, с 31 июля 1992 года по 19 декабря 1994 года в должности воспитателя ясли-сада N НПО " ... " г.Набережные Челны Республики Татарстан, и с 1 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан. При этом, по мнению истицы, период работы с 1 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года подлежит включению в ее специальный трудовой стаж в льготном исчислении из расчета год работы за год и 3 месяца трудового стажа, поскольку ее работа в указанный период протекала в сельской местности. Поэтому, уточнив заявленные требования, она просила суд возложить на ответчика обязанность по включению вышеперечисленных периодов в стаж лечебной деятельности с применением предусмотренного нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, льготного порядка исчисления, а также назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с "дата".
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения в части удовлетворения заявленных исковых требований по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие оснований для включения в специальный стаж Аглямовой Н.Г. в льготном исчислении периода работы в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан с 1 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года. Также ответчик ссылается на необоснованность назначения истице досрочной пенсии, поскольку оценка ее пенсионных прав была произведена по состоянию на 13 сентября 2012 года, то есть на момент обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы с доводами жалобы ответчика не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что "дата" истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика N от "дата" Аглямовой Н.Г. в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 23 года 6 месяцев 16 дней. При этом приведенные выше периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также периоды работы с 1 апреля 2012 года по 13 сентября 2012 года в должности медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения ГАУЗ " ... детская больница с перинатальным центром" г.Набережные Челны Республики Татарстан, с 31 июля 1992 года по 19 декабря 1994 года в должности воспитателя ясли-сада N НПО " ... " г.Набережные Челны Республики Татарстан, и с 1 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены не были.
При удовлетворении иска в части включения в данный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд обоснованно указал, что повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников, в связи с чем периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности.
В данной части решение участвующими в деле лицами не оспаривается.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж истицы в льготном исчислении периода работы с 1 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан, суд пришел к правомерному выводу о том, что она протекала в сельской местности в должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанным выводом суда первой инстанции, не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года.
В пункте 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В пункте 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что при исчислении сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) один год работы считается как один год и 3 месяца.
Из материалов дела следует, что истица в период с 1 апреля 1981 года по 22 февраля 1984 года работала в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан, расположенным в сельской местности.
Таким образом, в указанный период времени истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в должности и учреждении, которые дают ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а поскольку эта деятельность проходила в сельской местности, данный период работы обоснованно включен судом в специальный стаж Аглямовой Н.Г. из расчета год работы как год и 3 месяца трудового стажа.
Вместе с этим при определении продолжительности подлежащего включению в специальный стаж истицы периода работы в вышеуказанной должности - с 1 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года, суд ошибочно исходил из данных, отраженных в решении пенсионного органа, который противоречит записям в трудовой книжке, а также справке работодателя, согласно которым последним днем работы истицы являлось 22 февраля 1984 года.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в данной части, возложив на Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан обязанность по включению в специальный трудовой стаж истицы из расчета год работы за год и 3 месяца период ее работы в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан с 1 апреля 1981 года по 22 февраля 1984 года.
Имеющийся в апелляционной жалобе довод о необоснованном применении судом первой инстанции к указанному периоду работы истицы Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, так как к иным периодам работы истицы было применено действовавшее в указанное время Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, на выводы судебной коллегии не влияет, поскольку, как указывалось выше, в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут исчисляться на основании любого из ранее действовавших нормативных правовых актов.
Заслуживают внимания и содержащиеся в апелляционной жалобе ответчика доводы о том, что период работы истицы после "дата" при оценке ее пенсионных прав не проверялся, поскольку он имел место после ее обращения в орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как указывалось выше, заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подано истицей в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан 13 сентября 2012 года. При этом с учетом включенных в судебном порядке спорных периодов ее специальный стаж, как на указанную дату, так и на определенную судом - "дата" составляет менее 30 лет. Более того, как указывается ответчиком, оценка пенсионных прав истицы после 13 сентября 2012 года не проводилась, дополнительных документов в пенсионный орган истицей не представлялось, требований о включении в специальный стаж последующих периодов работы Аглямовой Н.Г. в установленном порядке не заявлялось и судом не рассматривалось.
С учетом приведенной мотивации постановленное по делу решение в части назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости с "дата" не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с принятием в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 ноября 2014 года по данному делу в части включения в стаж Аглямовой Н.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее работы с 1 апреля 1981 года по 27 февраля 1984 года в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан из расчета год работы за год и 3 месяца трудового стажа изменить, а в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости с "дата" отменить и принять в данной части новое решение.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан обязанность по включению в специальный стаж Аглямовой Н.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы с 1 апреля 1981 года по 22 февраля 1984 года в должности заведующей ... фельдшерско-акушерским пунктом ... центральной районной больницы Республики Татарстан из расчета год работы за год и 3 месяца.
В удовлетворении иска Аглямовой Н.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с "дата" отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.