Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пашковского Д.И.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Марченко М.В. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
03.02.2015 Марченко М.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Россия, "данные изъяты", обратился в суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Красноярского края, Управлению Росреестра по Красноярскому краю, администрации города Красноярска об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определённой по состоянию на "данные изъяты".
Заявленное требование мотивировал тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере "данные изъяты" рублей значительно превышает его рыночную стоимость, и влечёт взимание с него экономически необоснованного земельного налога.
19.12.2014 Управлением Росреестра по Красноярскому краю принято заявление Марченко М.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. "данные изъяты" комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вынесено решение об отклонении заявления Марченко М.В. по мотиву не соответствия представленного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки. Полагая, что представленный отчет соответствует всем необходимым требованиям, а решение комиссии является незаконным, Марченко М.В. обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определённой по состоянию на "данные изъяты".
В судебное заседание Марченко М.В., представители заинтересованных лиц - Правительства Красноярского края, администрации города Красноярска и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Марченко М.В. по доверенности Плишкин А.А. заявленные требования поддержал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Хакимова М.В. (действующая на основании доверенности) с заявлением не согласилась, полагая, что в силу действующего законодательства требования Марченко М.В. удовлетворению не подлежат.
Заслушав объяснения представителя Марченко М.В. по доверенности Плишкина А.А., представителей ФГБУ "ФКП Росреестра", изучив материалы дела, Красноярский краевой суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений пунктов 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость участка определяется на основании государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Таким образом, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, что само по себе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения N 2343-0 от 23.10.2014, N 280-О-О от 01.03.2011) не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в действующей редакции предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, рассматривающий данное заявление орган принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Как видно из материалов дела земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: Россия, "данные изъяты", принадлежит на праве собственности Марченко М.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от "данные изъяты" N "данные изъяты" вышеуказанный земельный участок входит в категорию земель населенных пунктов; разрешенное использование - "размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности. Размещение открытых площадок для временной парковки автотранспорта, открытых стоянок, гаражей, гаражей-стоянок, связанных с объектами, расположенными в зоне производственных предприятий IV-V классов вредности, либо с обслуживанием таких объектов", его кадастровая стоимость составляет "данные изъяты" рублей (л.д. 117 - 118).
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты кадастровой оценки стоимости указанного объекта по состоянию на 06.03.2014 в размере "данные изъяты" рублей.
Из отчета от "данные изъяты" N "данные изъяты", составленного оценщиком "данные изъяты" О.И., усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на "данные изъяты" составляет "данные изъяты" рублей (л.д. 119 - 187).
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Соответствие отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждается положительным экспертным заключением от "данные изъяты" N "данные изъяты" некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", членом которого является оценщик "данные изъяты" О.И. (л.д. 188 - 198).
19.12.2014 Марченко М.В. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21.11.2011 N 453, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с приложением необходимых для этого документов (л.д. 199).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от "данные изъяты" N "данные изъяты" отклонено заявление Марченко М.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку отчет об оценке и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 200 - 202).Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (пункт 20 ФСО N 1).
Согласно методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р на сравнительном подходе основаны метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения. На доходном подходе основаны метод капитализации земельной ренты, метод остатка, метод предполагаемого использования. Элементы затратного подхода в части расчета стоимости воспроизводства или замещения улучшений земельного участка используются в методе остатка и методе выделения.
Судом исследован отчет от "данные изъяты" N "данные изъяты" (л.д. 119 - 187) и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, положительное экспертное заключение, составленное в новой редакции с учетом сделанных комиссией замечаний (т. 2 л.д. 16 - 32), так же отвечает требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, из его выводов следует, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на "данные изъяты" составляет "данные изъяты" рублей, не имеется.
Вопреки мнению Правительства Красноярского края использование оценщиком в отчёте сведений о ценах, указанных в предложениях о продаже земельных участков, а не тех цен, по которым были совершены сделки с такими участками, не является основанием для признания отчёта недостоверным, поскольку оценщик при расчёте рыночной стоимости объекта оценки применил необходимые корректировки, в том числе научно обоснованную корректировку цен предложения на торг (учитывающую разницу цен предложений и реальных сделок), что отвечает требованиям федеральных стандартов оценки.
Таким образом, заявленный истцом размер рыночной стоимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Марченко М.В. является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ).
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права заявителя, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков от "данные изъяты" следует, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован как новый и на момент регистрации в государственном кадастре недвижимости (06.03.2014) его кадастровая стоимость, определенная на основании постановления Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п составляет "данные изъяты" рублей (т. 2 л.д. 13 - 14).
После этой даты сведения о кадастровой стоимости земельного участка не изменялись, его государственная кадастровая оценка не проводилась, а значит, Марченко М.В. не утратил права на обращение в суд с настоящим заявлением.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" должна быть определена равной рыночной в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на "данные изъяты".
Доводы представителя Правительства Красноярского края и представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" изложенные в возражениях о том, что Марченко М.В., обращаясь в суд с настоящим заявлением, избрал неверный способ защиты нарушенного права и не доказал недостоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" лица, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, вправе оспаривать в суде не только нормативный правовой акт, которым такая стоимость утверждена, но и сами результаты определения кадастровой стоимости. При этом установление рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость, является достаточным основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости этого объекта независимо от достоверности результатов государственной кадастровой оценки.
Суд не может согласиться с мнением представителя Правительства Красноярского края о том, что приведённые положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Указанное мнение основано на том, что согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Федерального закона N 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Между тем, глава III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", введённая Федеральным законом N 167-ФЗ, в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившего в силу 22.07.2014 (за исключением отдельных положений). Оснований не применять к спорным правоотношениям положения Федерального закона N 225-ФЗ не имеется.
Более того, возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, предусмотрена п. 3 ст. 66 ЗК РФ, причём как в действующей редакции, так и в прежней.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Марченко М.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Заявление Марченко М.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Россия, "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей определенной по состоянию на "данные изъяты" "данные изъяты"
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Д.И. Пашковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.