Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего
Шкобенёвой Г.В.,
судей
Суярковой В.В., Гоменок З.И.,
при секретаре
Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2015 года по докладу судьи Шкобенёвой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 13 января 2015 года по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа Управления имущественных отношений Брянской области в предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с требованиями об оспаривании отказа Управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ему земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства. Основанием отказа явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах перспективного расширения "адрес". Полагая, что правовые основания для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка отсутствуют, ФИО1 просил признать отказ в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка незаконным и обязать управление имущественных отношений Брянской области принять решение о предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 13 января 2015 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Фокинского районного суда г.Брянска от 13 января 2015 года отменить, его заявление удовлетворить. Считает, что обжалуемое решение является незаконным, т.к. судом при разрешении вопроса нарушены нормы материального права, а также не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела. У ответчика не было законных оснований для отказа ему в предоставлении земельного участка, т.к. испрашиваемый им земельный участок не имел признаков ограничения оборотоспособности.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Шкобенёвой Г.В., изучив материалы дела, выслушав пояснения ФИО1 и в его интересах адвоката Бескова С.В., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено неправильное применение норм материального права.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные, участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как следует из п.п. 2.2.5 "Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного цента Брянской области - г. Брянска", утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006г. N 641, предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов и формирование земельных участков осуществляется управлением, в том числе совместно с Брянской городской администрацией. Решение о формировании земельного участка принимается управлением самостоятельно либо по представлению областной земельной комиссии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 30.01.2014г. ФИО1 обратился в Управление имущественных отношений Брянской области с заявлением, в котором просил предоставить ему в аренду земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Спорный земельный участок расположен на территории административного цента - г. Брянск в непосредственной близости от проезжей части дороги по "адрес" выписке из протокола областной земельной комиссии от 26. 03. 2014г. по вопросу о возможности предоставления земельного участка заявителю ФИО1, земельная комиссия решила рекомендовать, заявителю изменить конфигурацию земельного участка с учетом месторасположения проезжей части.
Изменив конфигурацию испрашиваемого земельного участка, ФИО1 в июле 2014г. повторно обратился в адрес ответчика с требованиями о предоставлении ему в аренду вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
30.07.2014г. Управление имущественных отношений Брянской области письмом N от ДД.ММ.ГГГГ. отказало ФИО1 в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Основанием для принятия такого решения послужил тот факт, что спорный земельный участок согласно выписке из градостроительного плана, утвержденного в 1994 г. и действующего до настоящего времени, находится в границах перспективного развития "адрес", что свидетельствует о том, что в дальнейшем планируется расширение проезжей части дороги по "адрес".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок, расположен в границах перспективного расширения "адрес", которая является магистральной улицей районного значения, минимальная ширина которой в соответствии с таблицей 8* СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство и застройка городских и сельских поселений" составляет 40 м., максимальная - 80 м., и его предоставление в аренду для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для удовлетворения заявления ФИО1 о предоставлении ему спорного земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он не основан на требованиях закона.
Согласно ст. 15 Земельного Кодекса РФ, граждане имеют равное право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Исходя из положений п. 13 ч. 5 ст. 27, ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, которые относятся к категории земель, ограниченных в обороте.
Отказывая ФИО1 в предоставлении в аренду спорного земельного участка Управление имущественных отношений Брянской области указало на то, что земельный участок расположен в границах перспективного расширения "адрес".
Резервирование земельного участка является в соответствии со ст. 56, ст., 56.1 Земельного кодекса РФ одним из видов ограничений прав на землю и подлежит согласно ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представлены доказательства, подтверждающие резервирование спорного земельного участка для государственных и общественных нужд в установленном законом порядке.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основание, по которому Управление имущественных отношений Брянской области ДД.ММ.ГГГГ отказало ФИО1 в предоставлении в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, не основано на законе.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные ФИО1 требования, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С 01 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171 - ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". С 01.03.2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Исходя из вышеизложенного, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории г.Брянска, с 01.03.2015г. осуществляются Брянской городской администрацией. В связи с изложенным, обязанность по восстановлению допущенного нарушения прав заявителя подлежит возложению на Брянскую городскую администрацию.
Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 13 января 2015 года отменить.
Принять новое решение - признать незаконным отказ Управления имущественных отношений Брянской области в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка по адресу "адрес". Обязать Брянскую городскую администрацию Брянской области принять решение о предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу "адрес" для строительства индивидуального жилого дома.
Председательствующий
Г.В. Шкобенёва
Судьи
В.В. Суяркова
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.