Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Ставича, Н.В. Сисиной,
при секретаре О.В. Романовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе представителя Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова - П.Ю. Тишина на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2014 года по делу по заявлению Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова об оспаривании действий Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Г.Н. Яшкова, Р.А. Яшков, М.А. Яшков обратились в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве зарегистрировать в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", их право общей долевой собственности на жилой дом, восстановленный ими после пожара.
Требования мотивированы тем, что ранее их право собственности на дом было зарегистрировано в установленном законом порядке, после пожара они восстановили дом в прежнем состоянии и обратились в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве о государственной регистрации своего права собственности, в чем им было отказано из-за отсутствия у них свидетельства о праве собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом. Такой отказ они полагали не основанным на законе.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2014 года постановлено: в удовлетворении требований Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова об оспаривании действий Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве отказать.
В апелляционной жалобе представителя Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова - П.Ю. Тишина ставится вопрос об отмене решения.
Поскольку настоящее дело было рассмотрено районным судом в отсутствие заявителей, в отношении которых отсутствуют сведения о их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, решение суда в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ подлежит безусловной отмене.
При этом в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 февраля 2015 года настоящее дело рассматривается судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции.
В заседании судебной коллегии представитель заявителей - П.Ю. Тишин, действующий на основании доверенностей от 4 марта 2014 года, просил заявление удовлетворить.
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, извещенное о времени и месте судебного заседания, не направило в суд своего представителя и возражений относительно заявления.
На основании изложенного судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, признав причины неявки представителя Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве неуважительными.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова - П.Ю. Тишина, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Установлено, что Г.Н. Яшкова, Р.А. Яшков, М.А. Яшков, каждый, являются сособственниками в равных долях жилого дома, расположенного в ---, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ---, площадью 0,06 га.
Указанное право собственности возникло у заявителей в установленном законом порядке до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Затем, после пожара, случившегося в мае 2006 года, указанный двухэтажный деревянный дом, площадью 139,8 кв.м., был вновь возведен заявителями на старом фундаменте, в отношении данного объекта недвижимости специалистами БТИ в 2010 году составлен технический паспорт, а затем осуществлена постановка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ---.
18 февраля 2014 года Г.Н. Яшкова, Р.А. Яшков, М.А. Яшков обратилась в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о государственной регистрации указанного жилого дома (л.д. 40-42), в чем им было отказано в соответствии с решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 4 апреля 2014 года (л.д. 29-30) по мотивам отсутствия права собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании и не оспариваются никем из лиц, участвующих в деле.
Частью 1 ст. 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, таких доказательств Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве не представлено.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Кроме того, названной нормой права установлено, что не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка; для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно (п. 2 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (п. 3 ст. 25.3 того же Закона).
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (п. 5 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Таким образом, в соответствии с названными нормами права при отсутствии у заявителей свидетельства о праве собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, они могут представить иной правоустанавливающий документ на данный земельный участок.
Частью 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
При таком положении судебная коллегия руководствуется нормами п. 2 ст. 25.2 названного Федерального закона, которые к числу необходимых правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства относят: акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
Согласно Письму Минэкономразвития от 18.01.2010 N Д23-84 "О государственной регистрации прав собственности на земельные участки" для государственной регистрации прав собственности на земельные участки может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право на земельный участок, в том числе архивная выписка.
Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена приказом Росреестра от 07.03.2012 N П/103.
Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.05.2014 N 11-0445/14 "Для сведения и учета в работе" (вместе с <Письмом> Росреестра от 22.05.2014 N 14-06674/14) разъяснено, что в случае представления в орган кадастрового учета выписки из похозяйственной книги, в которой отсутствуют реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина прав на земельный участок, а также отсутствуют реквизиты похозяйственной книги, такая выписка не может служить основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с этим заявителями была представлена на государственную регистрацию архивная выписка из похозяйственной книги ---, выданная 14 февраля 2013 года архивным отделом Администрации ---, а также сама копия похозяйственной книги.
Указанные документы подтверждают, что земельный участок предоставлялся --- в установленном законом порядке под индивидуальное строительство.
Кроме того, в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве заявителем представлено решение исполкома --- от 20 августа 1970 года о разрешении строительства жилого дома по указанному выше адресу, выданное --- и ---, в соответствии с которым за каждой из них закреплен земельный участок площадью 600 кв.м. (всего 1 200 кв.м.) (л.д. 11).
Указанный земельный участок состоит на кадастровом учёте с 1 января 1960 года (л.д. 19).
При этом материалами дела подтверждено, что Г.Н. Яшкова является наследницей ---- по завещанию, а Р.А. Яшкову, М.А. Яшкову право собственности на их доли перешло в соответствии с договором дарения, заключенным до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, тот факт, что изначально земельный участок был предоставлен не заявителям, а иному лицу, правопреемниками которого они являются, применительно к п. 7 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не может служить основанием для вывода о том, что заявители не располагают правоустанавливающими документами на указанный земельный участок.
В такой ситуации заявителям в соответствии с названной нормой права (п. 7 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") наряду с правоустанавливающими документами первоначального владельца земельного участка для подтверждения своего права достаточно представить свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности наследодателя на указанное здание (строение) или сооружение.
Поскольку необходимые правоустанавливающие документы на землю были представлены заявителями в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, а ранее возникшее право заявителей на объект индивидуального жилищного строительства никем не оспаривается, отказ в государственной регистрации права на указанный возведенный объект после пожара по мотивам отсутствия у заявителей свидетельства о праве собственности на земельный участок не основан на законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного судебная коллегия находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2014 года отменить; вынести решение, которым признать заявление Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова обоснованным, признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве от 4 апреля 2014 года, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова на основании их заявления от 18 февраля 2014 года; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве совершить государственную регистрацию права собственности в равных долях Г.Н. Яшковой, Р.А. Яшкова, М.А. Яшкова на основании указанного заявления от 18 февраля 2014 года в отношении жилого дома N ---, расположенного в --- , общей площадью 139,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ---, площадью 0,06 га.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.