Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Алиевой Э.З.,
судей - Загирова Н.В. и Хавчаева Х.А.,
при секретаре - ФИО,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по РД Магомедова М.И. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 января 2015 года по делу по иску Шихшаевой С.П. к МЧС по РД о включении ее и членов ее семьи в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании участником данной программы, обязании предоставить государственный жилищный сертификат и возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере "."
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителя Шихшаевой С.П. - адвоката Магомедова М.К., просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шихшаева С.П. обратилась в суд с иском к МЧС по РД о включении ее и членов ее семьи в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании участником данной программы, обязании предоставить государственный жилищный сертификат и возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере "."
В обоснование заявленных требований указывает, что ее муж, Шихшаев Г. М., погибший при исполнении служебных обязанностей "дата" являлся старшим прапорщиком внутренней службы ФПС ГПС МЧС России. Выслуга лет на федеральном бюджете на момент гибели составляла 15 лет, что подтверждается выпиской из приказа от 23.04.2014 года. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по РД от 03.07.2010 года N Шихшаев Г.М. был поставлен на учет, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями. После смерти Шихшаева Г.М. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении состояла его вдова Шихшаева СМ. с составом семьи 4 человека. Однако, решением комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 18.03.2014 года N Шихшаева СП. была снята с учета лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями. Основанием для снятия с учета, как указано в протоколе, явилась ч.2 ст.8 ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" утратила силу с 01.01.2005 г., то есть сотрудники ФПС ГПС МЧС России утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке и обеспечиваются постоянными жилыми помещениями на общих основаниях, согласно ч.3 ст.49, ч.3 ст.52 ЖК РФ. Таким образом, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1 марта 2005 года осуществляется органом местного самоуправления. Права на обеспечение жилыми помещениями сохранились только за гражданами, кто состоял в очереди нуждающихся в получении жилья до 01.03.2005 г. С 2001 года Шихшаев Г.М. был зарегистрирован в домовладении, которое не принадлежало ни ему, ни его близким родственникам, по адресу: РД, г.Махачкала, "адрес". Шихшаева С.М. и ее дети: Шихшаева М. Г., ".", Шихшаева Э. Г., ".", и Шихшаев Г. Г., ".", с 1992 года зарегистрированы в "адрес", РД.
По настоящее время жилого помещения в собственности Шихшаевой С.М. и члены ее семьи не имеют.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 января 2015 года постановлено: "Исковые требования Шихшаевой С. М. удовлетворить частично. Признать Шихшаеву С. М. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Обязать Главное управления МЧС России по Республике Дагестан включить Шихшаеву С.П. и членов ее семьи в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Обязать Главное управления МЧС России по Республике Дагестан предоставить в первоочередном порядке государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека (вдова Шихшаева С. М., дочери - Шихшаева М. Г., ".", Шихшаева Э. Г., ".", сын - Шихшаев Г. Г., ".").
Взыскать с Главного управления МЧС России по Республике Дагестан в пользу Шихшаевой С. М. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме ".". В удовлетворении остальной части иска отказать".
На данное решение представителем Главного управления МЧС России по РД Магомедовым М.И. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений осуществляется согласно Порядку, утвержденному Приказом МЧС России от 12.01.2012 N 5 "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, предоставления им жилых помещений".
Согласно п. 2 указанного Порядка учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России осуществляется федеральным казенным учреждением "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Уполномоченный орган).
Указом Президента Российской Федерации РФ от 28.06.1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Получателем и распорядителем бюджетных средств является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Истец Шихшаева С.М. является вдовой Шихшаева Г. М., погибшего при исполнении служебных обязанностей ".", который являлся сотрудником федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ФПС ГПС МЧС России). Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Дагестан от 03.07.2010 года N Шихшаев Г.М. был принят на учет, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2011 N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" на ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" возложена функция уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований МЧС России. Северо-Кавказский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выполняет функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению указанных категорий граждан на территории Северо-Кавказского федерального округа.
После смерти Шихшаева Г.М. "дата" решением комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 18.03.2014 N Шихшаева С.М. была снята с учета лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями. В целях принятия правомерного решения, комиссия Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в обязательном порядке руководствовалась нормативными правовыми актами, а именно:
1. Государственный жилищный сертификат является формой обеспечения граждан постоянным жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы".
В соответствии с п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане подают, соответственно, в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявления об участии в Подпрограмме с приложением необходимых документов.
В соответствии с п.п. "а" п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно выписке из протокола от 03.07.2010 года N 7-10, заседанием жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД производилось рассмотрение документов сотрудников в целях постановки в очередь на получение служебного жилья. Решением вышеуказанной комиссии прапорщик внутренней службы Г.М. Шихшаев принят на учет на получение служебного жилья с 03.07.2010.
Таким образом, следует, что истец состоял на учете для получения служебного жилья, которым обеспечиваются сотрудники только на период службы, а не на учете нуждающихся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий в целях реализации права на получение государственного жилищного сертификата. Исходя из вышесказанного у комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" нет законных оснований для обеспечения вдовы сотрудника Шихшаевой С.М. жильем в рамках Подпрограммы.
Кроме того, согласно п.9 Правил, сотрудники ФПС ГПС МЧС России, подлежащие увольнению (увольняемые) со службы, приобретают право на получение государственного жилищного сертификата в течение последнего года службы.
В соответствии с п.п. "а" п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.п. "а" п.22 Правил, несоответствие гражданина требованиям, указанным в п.п. "а" п.5 Правил, является основанием для отказа в признании гражданина участником Подпрограммы.
Ранее, до 01.01.2005, Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (часть 2 ст.8) определялось право сотрудников ФПС МЧС России на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке.
Однако после внесенных изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", часть 2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу с 01.01.2005.
То есть, сотрудники ФПС ГПС МЧС России утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке.
В настоящее время, обеспечение сотрудников ФПС ГПС МЧС России постоянными жилыми помещениями осуществляется на общих основаниях согласно ст.49 п.3, ст.52 п.3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правом принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях обладают органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, если иное не предусмотрено законом, а для сотрудников ФПСГПС МЧС России иного законом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1 марта 2005 г. осуществляется органом местного самоуправления.
Таким образом, только перед теми, кто состоял в очереди нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005г., у органов исполнительной власти остались обязательства по обеспечению граждан постоянным жильем, а истец на учете нуждающихся в жилых помещениях и (или) улучшении жилищных условий, не состоял.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно требованиям подпункта "а" п. 18 указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с п. 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствие с пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года, одним из условий, определяющих право гражданина участвовать в подпрограмме, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 19 Правил определено, что для участия в подпрограмме граждане подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, обязательным условием для выдачи государственного жилищного сертификата федеральным органом исполнительной власти, является постановка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет по месту службы.
Признание истца в установленном порядке (то есть в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации) нуждающимся в жилых помещениях является обязательным условием для возникновения у него права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в соответствии с прямым указанием подпункта "а" пункта 5 названных выше Правил, регулирующих выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов.
Истец за постановкой на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения не обращался и принят не был, данное обстоятельство представителем истца в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания за ним права на включение в состав участников указанной Программы.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством именно ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, предоставлением им указанных жилых помещений, а также учетом сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам.
Согласно материалам дела Шихшаев Г.М. с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в адрес ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не обращался, имело место лишь обращение о признании его нуждающимся в служебном помещении.
Отказа Шихшаеву Г.М. в признании нуждающимся в жилом помещении, соответственно не было, подмена уполномоченного органа по решению указанного вопроса судом не допустима. Оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части не было.
Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, право на его получение предоставляется гражданину - только участнику подпрограммы. Шихшаева С.П. участником указанной подпрограммы не является.
На основании изложенного выше, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований Шихшаевой С.П. о возложении обязанности на ответчика выдать государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством".
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Советского районного суда г.Махачкалы от 13 января 2015 года отменить. По делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шихшаевой С.П. отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.