Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О. В.,
судей Гареевой Д. Р.,
Пономаревой Л. Х.,
при секретаре Фатхутдиновой Г. И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бубенновой Л. В., действующей в интересах Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан, на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года, которым постановлено:
заявление Пелешок Н. Н. о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, уведомления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан об отказе от дата в признании беженцем на территории РФ - незаконными - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем Пелешок Н. Н. на территории РФ.
В части признании уведомления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории РФ - отказать.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пелешок Н. Н. обратилась в суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории РФ, уведомления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан об отказе от дата в признании беженцем на территории РФ - незаконными, мотивируя свои требования тем, что до июля 2014 года она проживала в городе адрес. В связи с началом военных действий со стороны украинских властей и имеющихся у неё опасений угрозе её жизни, как у лица, проживающего на территории ведения активных боевых действий, как носителя русского языка, она выехала в адрес к сыну. дата она обратилась в УФМС России по Республике Башкортостан с ходатайством о признании её беженцем на территории Российской Федерации. В признании беженцем ей отказано с указанием на то, что она не имеет вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной или политической группе. Считает отказ в признании её беженцем незаконным.
Судом постановлено приведённое решение, об изменении которого просит представитель Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан Бубеннова Л. В. по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, с указанием на то, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Заявитель Пелешок Н. Н., извещённая о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явилась, в соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя УФМС по Республике Башкортостан Бубеннову Л. В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.
Установлено, что дата решением Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу гражданина Республики Украина Пелешок Н. Н. ей было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации в связи с тем, что заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".
Удовлетворяя требования Пелешок Н. Н. о признании незаконным решения УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем, суд пришёл к выводу о том, что указанное решение не соответствует Федеральному Закону от 19 февраля 1993 года
N 4528-1 "О беженцах", нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом суд руководствовался ответом Министерства иностранных дел Российской Федерации на судебный запрос от дата о том, что на Юго-Востоке Украины Донецкой и Луганской областей ведутся боевые действия в рамках внутреннего вооружённого конфликта немеждународного характера. На Украине зафиксирован ряд нарушений норм международного права в области прав человека, а также международного гуманитарного права. Известны случаи массового проявления национальной, религиозной, политической ненависти в Украине, при содействии или попустительстве официальных властей.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН (доклад 28-й сессии: документ ООН А/АС.96/549 (1977 год) по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).
Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
Таким образом, для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства заявителя, а не суждение об обстановке в стране его гражданской принадлежности. Поэтому лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследований. При этом преследования обычно относятся к действиям властей страны.
В анкете лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации, в качестве такой причины Пелешок Н. Н. указала преследование по национальной принадлежности, военные действия в Донецкой области Украины.
Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие "беженец", применительно к Пелешок Н. Н., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определённой социальной группе.
При оценке доводов заявителя УФМС России по Республике Башкортостан обоснованно исходило из того, что заявитель уголовному преследованию в Республике Украина не подвергался, в розыске не находится и не находился, участия в политических, религиозных либо иных общественных организациях в стране исхода не принимал, в инциденты с применением насилия вовлечён не был.
Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований по национальному признаку или признаку вероисповедания заявителем не было представлено.
В связи этим довод заявителя о наличии опасений преследований на территории Украины по признаку вероисповедания, национальности не может служить основанием для признания незаконным решения УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем.
Кроме того, Министерством иностранных дел Российской Федерации в ответе на судебный запрос от дата сообщено о том, что на Юго-Востоке Украины Донецкой и Луганской областей ведутся боевые действия в рамках внутреннего вооружённого конфликта немеждународного характера. Исходя из смысла пункта 164 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев, лица, вынужденные покинуть страну своего происхождения в результате внутренних вооруженных конфликтов обычно не рассматриваются как беженцы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме: в пограничный орган, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
Требования данной нормы закона Пелешок Н. Н. не выполнила, территорию Украины Пелешок Н. Н. покинула дата, государственную границу Российской Федерации пересекла через КПП " ... " дата, прибыла на территорию Республики Башкортостан в город Уфа дата, с письменным ходатайством о признании беженцем обратилась в орган миграционной службы только
дата.
Кроме того, в связи со сложной внутриполитической ситуацией в Украине Правительством Российской Федерации принято постановление от
22 июля 2014 года N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощённом порядке" в целях урегулирования правового положения граждан Украины.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение УФМС России по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1
"О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), и содержит мотивы принятого решения.
Принимая во внимание изложенное, решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года в части признания незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем законным быть признано не может и подлежит отмене. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение в названной части, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении данных требований Пелешок Н. Н.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 февраля 2015 года отменить в части признания незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем Пелешок Н. Н. на территории Российской Федерации.
В отменённой части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Пелешок Н. Н. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан от дата об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации.
В остальной части решение того же суда оставить без изменения.
Председательствующий СОГЛАСОВАНО О. В. Алексеенко
Судьи Д. Р. Гареева
Л. Х. Пономарева
Справка: федеральный судья Сунгатуллин А. Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.