Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.,
судей Голубевой И.В.,
Тутурмтаевой Г.Я.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Абадовской Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Амирова Р.Р. на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Баймакского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан предоставить Мухаметшину А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения сроком на ... лет.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баймакского района РБ в интересах Мухаметшина А.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по тем основаниям, что прокуратурой Баймакского района РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона, заключающиеся в непредоставлении жилья Мухаметшину А.Р.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц, надлежащим образом не выделяется. Так, Мухаметшин А.Р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья в администрации MP Баймакский район. В дата Мухаметшин А.Р. закончил обучение в МОБУ СОШ адрес. Вместе с тем, Мухаметшину А.Р., не являющемуся нанимателем жилого помещения, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени администрацией MP Баймакский район не предоставлено благоустроенное жилое помещение, тем самым нарушены его жилищные права, дополнительные гарантии государства по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокурор просит обязать администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан предоставить Мухаметшину А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на ... лет.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Амиров Р.Р. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, указав, что в связи с не поступлением в бюджет муниципального района Баймакский район субвенций из Республиканского и Федерального бюджета, Администрация муниципального района Баймакский район не сможет исполнить возложенные государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
От прокурора Баймакского района РБ Каримова А.Н. поступило возражение на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан прокурор Фахретдинова Ю.Ю. возражала против апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, заслушав прокурора, судебная коллегия находит его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не содержащими оснований для его отмены в связи со следующим.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, ...
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Мухаметшин А.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что Мухаметшин А.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья в администрации MP Баймакский районе.
В дата Мухаметшин А.Р. закончил обучение в МОБУ СОШ адрес.
Вместе с тем, Мухаметшину А.Р., не являющемуся нанимателем жилого помещения, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени администрацией MP Баймакский район не предоставлено благоустроенное жилое помещение, тем самым нарушены его жилищные права, дополнительные гарантии государства по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу, что истец в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, возложил обязанность на администрацию муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и обязал заключить договор найма специализированного жилищного фонда сроком на ... лет.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с не поступлением в бюджет муниципального района Баймакский район субвенций из Республиканского и Федерального бюджета, Администрация муниципального района Баймакский район не сможет исполнить возложенные государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку право Мухаметшина А.Р. на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от объема финансирования. Обязанность по предоставлению жилья либо социальных выплат на его приобретение законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Сама по себе иная оценка норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Амирова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи И.В. Голубева
Г.Я. Турумтаева
Справка: судья Утарбаев А.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.