ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа 15 мая 2015 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания А.А.Р.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Ф.Ю.Ю..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймеханизация" о признании недействующим с 01 января 2015 года пункта 1210 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387),
УСТАНОВИЛ:
30 апреля 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з приняло приказ N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год" (далее - Перечень), опубликованным 05 мая 2014 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приказом N1842 от 25 декабря 2014 года "О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года N557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Перечень).
Приказ N1842 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru.
Пунктами 1257, 1288, 1332, 1331, 1333 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами N ... ; N ... ; N ... ; N ... ; N ... , расположенные по адресу: адрес
Общество с ограниченной ответственностью "Строймеханизация" (далее - ООО "Строймеханизация"), являясь собственником указанных зданий, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими с 01 января 2015 года пунктов 1257, 1288, 1332, 1331, 1333 Перечня, полагая, что принадлежащие ему здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые пункты Перечня противоречат приведенным законоположениям и нарушает права ООО "Строймеханизация", так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
14 апреля 2015 года приказом N387 Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан внесены изменения в приказ от 30 апреля 2014 года N557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год", из которого следует, что пункты 1257, 1332, 1331, 1333 исключены из Перечня. Пункт Перечня N 1288 здания с кадастровым номером N ... изменился на пункт 1210.
Приказ N387 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru.
В связи с чем, ООО "Строймеханизация" уточнило заявление, в котором просило признать недействующим пункт 1210 Перечня, утвержденного приказом N387 от 14 апреля 2015 года "О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года N557 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" с 01 января 2015 года. Указав, что в Перечень дважды включены одни и те же объекты. Пункт 1210 Перечня содержит данные об объекте недвижимости - административное бытовое здание. В 2008 году объект был перераспределен и административное бытовое здание (литер Б3, Б4) было объединено с диспетчерской и складом холодным (литер Б2, Б3, Б4). Следовательно, объект, указанный в пункте N1210 Перечня, кадастровый номер 02:55:020310:344 в настоящее время не существует и имеет статус архивный. Считают, что объект, указанный в пункте N1210 Перечня неправомерно включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 мая 2015 года прекращено производство по гражданскому делу по заявлению ООО "Строймеханизация" в части признания недействующими с 01 января 2015 года пунктов 1257, 1332, 1331, 1333 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842).
В судебном заседании представитель ООО "Строймеханизация" Чеботарева А.О. заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Асадуллин М.Н., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Кунаккужин А.Р. не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу:
определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержден уполномоченным органом Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ 5 мая 2014 года до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
По смыслу ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что сведения об объекте капитального строительства - здания, расположенного по адресу: адрес были внесены в Реестр объектов недвижимости три раза с присвоением кадастровых номеров N ... , N ... и N ... , т.е. была допущена кадастровая ошибка.
В государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения об объекте капитального строительства:
- сведения об объекте недвижимости (наименование: нежилое здание) с кадастровым номером N ... внесены в ГКН 09 октября 2013 года по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП), в рамках выполнения работ по верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН, ранее присвоенный номер (условные номера 02-04-01/087/2008-170, площадь 3072,0 кв.м., тип объекта: здание);
- с кадастровым номером N ... (Литер Б2) внесены в ГКН 01 июля 2011 года по данным технического паспорта на здание, изготовленного Уфимским городским филиалом ГУП БТИ РБ, по состоянию от 27 января 2006 года;
- с кадастровым номером N ... (Литер Б3 Б4) внесены в ГКН 01 июля 2011 года по данным технического паспорта на здание, изготовленного Уфимским городским филиалом ГУП БТИ РБ, по состоянию от 27 января 2006 года.
В связи с тем, что в ЕГРП имеются записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N ... в соответствии с Порядком исключения дублирующих записей в государственном кадастре недвижимости об объекте капитального строительства при проведении работ по верификации и гармонизации сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, утвержденным протоколом очередного заседания Рабочей группы по организации и проведению повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН Управления Росреестра по Республике Башкортостан и Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан от 25 августа 2014 года N22, статус объектов недвижимости с кадастровыми номерами N ... и N ... изменены с "ранее учтенного" на "архивный".
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан NФ/15-40-0692 от 20 марта 2015 года исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объектах капитального строительства, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Индустриальное шоссе, д. 48, изменен статус объектов недвижимости с кадастровыми номерами N ... и N ... с "ранее учтенного" на "архивный".
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан Я.Ф.З.., допрошенная в качестве специалиста, подтвердила изложенные в решении филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан NФ/15-40-0692 от 20 марта 2015 года обстоятельства.
Таким образом, включение в пункт 1210 Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 02:55:020310:344, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, д. 48, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт 1210 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387), поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах полномочий, до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права организации, именно это обстоятельство послужило поводом для заявителя для обращения в суд с настоящим заявлением, суд, руководствуясь частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387), недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, требование заявителя о признании оспариваемого пункта недействующим с 01 января 2015 года не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Строймеханизация" удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения пункт 1210 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 24 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N 387).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.