ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа 29 мая 2015 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" о признании недействующими с даты издания Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года N 387), в части пунктов 50, 51, 57, 74, 133, 186, 187, 190, 192, 216, 217, 218, 222, 223,224, 1188, 1318, 1354, 1355, 1356, 1357, 1358, 1359, 1364,
УСТАНОВИЛ:
30 апреля 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з приняло приказ N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год" (далее - Перечень), опубликованным 05 мая 2014 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
25 декабря 2014 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан вынесен приказ N1842 "О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года N557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", который опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адресу http://www.mziorb.ru/imuwestvo/perechen_obektov_nedvizh_kak_ih_kadastrova ya_stoimost/ в марте 2015 года.
Пунктами 51, 52, 58, 75, 135, 191, 193, 196, 198, 223, 224, 225, 229, 230, 231, 1251, 1430, 1474, 1475, 1476, 1477, 1478, 1479, 1484 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами ... с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" (далее - ООО "Башкирская генерирующая компания"), являясь собственником указанных зданий, обратилось в суд с заявлением о признании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год недействующими в части пунктов 51, 52, 58, 75, 135, 191, 193, 196, 198, 223, 224, 225, 229, 230, 231, 1251, 1430, 1474, 1475, 1476, 1477, 1478, 1479, 1484, полагая, что принадлежащие ему здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые пункты Перечня противоречат приведенным законоположениям и нарушает права ООО "Башкирская генерирующая компания", так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. 14 апреля 2015 года пос
14 апреля 2015 года после внесения изменений в приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год" изменилась нумерация спорных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 приказа N387 Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан утвержден уточненный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, согласно приложению.
В Перечень включены нежилые здания с кадастровыми номерами: ... , расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 50); ... расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 51); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 57); ... , расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 74); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 133); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 186); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 187); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 190); ... , расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 192); ... расположенное по адресу: адрес адрес (пункт 216); ... , расположенное по адресу: адрес адрес, адрес ТЭЦ-4 (пункт 217); ... , расположенное по адресу: адрес адрес (пункт 218); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 222); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт223); ... , расположенное по адресу: адрес адрес адрес (пункт 224);
... , расположенное по адресу: адрес (пункт 1188); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 1318); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 1354); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 1355); ... расположенное по адресу: адрес (пункт 1356); ... расположенное по адресу: адрес (пункт 1357); ... расположенное по адресу: адрес (пункт 1358); ... расположенное по адресу: адрес (пункт 1359); ... , расположенное по адресу: адрес (пункт 1364).
В связи с чем, заявитель уточнил заявление, в котором просил признать недействующими с даты издания Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года N 387), в части пунктов 50, 51, 57, 74, 133, 186, 187, 190, 192, 216, 217, 218, 222, 223,224, 1188, 1318, 1354, 1355, 1356, 1357, 1358, 1359, 1364.
Представитель ООО "Башкирская генерирующая компания" Ахметова Д.Р. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Асадуллин М.Н. требования заявителя не признал, указал, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя. Пояснил, что после обследования фактического использования спорных нежилых зданий, подготовлен проект приказа министерства об исключении из перечня всех пунктов кроме здания столовой литер 2В с переходным мостом на ТЭЦ-4 и корпуса служебно-бытового со столовой литер А и переходным мостом литер А1 на ТЭЦ-2. Полагает, что поскольку в данных зданиях расположены столовые, то они относятся к объектам общественного питания.
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу:
определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержден уполномоченным органом Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ 5 мая 2014 года до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Пункты 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание понятий административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
Так, административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
В пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в редакции решений Совета городского округа город Уфа РБ от 22 августа 2008 года N 7/4, 3 сентября 2009 года N 18/8, от 16 сентября 2010 года N 28/8, от 27 апреля 2011 года N 36/7, от 9 ноября 2011 года N 42/13, от 20 марта 2013 года N 15/6) установлены виды территориальных зон, в том числе:
Ж-1 - Ж-3 - жилые зоны;
ОД-1 - ОД-3 - общественно-деловые зоны;
П-1 - П-2 - производственные зоны;
КП-1 - КП-3 коммерческо-производственные зоны и т.д. (часть 3 статья 41).
Из материалов дела следует, что ООО "Башкирская генерирующая компания" является собственником нежилых зданий, которые расположены на земельных участках с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ...
На земельном участке с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования: для размещения энергетического производственного технологического комплекса Уфимская ТЭЦ-4 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами:
- N ... (здание химического цеха литер Д, Д2), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 50);
- N ... (осветлитель N2 литер 1Д), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 51);
- N ... (здание материального склада эксплуатации литер Т), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 57);
- N ... (здание механической мастерской литер 1Б), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 74);
- N ... (здание закрытого распредустройства (литер В), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 186);
- N ... (здание столовой на 212 мест (литер 2В, 2В2), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 187);
- N ... (здание главного корпуса литер А, а1, а2, а3), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 190);
- N ... (служебный корпус литер И, И3, И1, и), расположенное по адресу: адрес, адрес (пункт 192);
- N ... (здание главного распредустройства литер Б), расположенное по адресу: адрес (пункт 216);
- N ... (здание главного корпуса литер А1), расположенное по адресу: адрес (пункт 217);
- N ... (главный корпус котельного цеха литер А), расположенное по адресу: адрес (пункт 218);
- N ... (здание закрытого распредустройства литер В), расположенное по адресу: адрес (пункт 222);
- N ... (здание химводоочистки литер Д1), расположенное по адресу: адрес (пункт223);
- N ... (здание химического цеха литер Д), расположенное по адресу: адрес (пункт 224);
- N ... (энергетический производственно-технологический комплекс адрес расположенное по адресу: адрес адрес (пункт 1188).
Из приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1027 от 17 мая 2013 года "О внесении изменений в приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 ноября 2012 года N2626 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 09 апреля 2013 года NМ42-12, следует, что на основании приказа Минземимущества Республики Башкортостан от 13 марта 2013 года N526 в связи с изменением предмета договора аренды земельного участка изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 403 970 кв.м. с "для эксплуатации производственной базы" на "под энергетический производственно - технологический комплекс" (том 1 л.д.259-257).
Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N4392 от 08 апреля 2014 года, земельный участок с кадастровым номером N ... снят с государственного кадастра учета недвижимости на основании решения комиссии УЗР (приказ УЗР г. Уфы N79/0 от 18 апреля 2013 года). После проведения работ по межеванию, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет недвижимости с кадастровым номером N ... (том 1 л.д. 247-148).
Аналогичные обстоятельства подтверждаются письмом филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан N01402 от февраля 2014 года (том N1 л.д.249).
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером N ... принадлежит заявителю на основании договора аренды NМ244-13 от 09 октября 2013 года с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
По условиям договора аренды, на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1027 от 17 мая 2013 года, арендодатель представил арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: Республика Башкортостан, адрес, под энергетический производственно-технологический комплекс, общей площадью 403 970 кв.м., срок аренды установлен с 17 мая 2013 года по 16 февраля 2032 года (том 1 л.д. 251-252).
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N ... также указана категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под энергетический производственно - технологический комплекс. Земельный участок входит в территориальную зону - производственная зона (том 1 л.д.253-254).
На земельном участке с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования: для размещения промплощадки Уфимская ТЭЦ-2 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами:
- N ... (здание центрального склада (литер 1И), расположенное по адресу: адрес (пункт 1318);
- N ... (здание нейтрализаторной (литер П), расположенное по адресу: адрес (пункт 1354);
- N ... (здание химводоочистки (литер Р, Р1,Р2), расположенное по адресу: адрес (пункт 1355);
- N ... (здание ХОУ (литер 2Л), расположенное по адресу: адрес (пункт 1356);
- N ... (корпус служебно-бытовой со столовой (литер А,А1), расположенное по адресу: адрес (пункт 1357);
- N ... (здание генераторного распредустройства (литер М), расположенное по адресу: адрес (пункт 1358);
- N ... (здание РСЦ (литер 1К), расположенное по адресу: адрес (пункт 1359);
- N ... (здание главного корпуса), расположенное по адресу: адрес (пункт 1364).
Земельный участок с кадастровым номером N ... принадлежит заявителю на основании договора аренды NМ320-08 от 01 декабря 2008 года с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
По условиям договора аренды, на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1515 от 06 октября 2008 года, арендодатель представил арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес для эксплуатации промплощадки, общей площадью 324 909 кв.м., срок аренды установлен с 06 октября 2008 года по 06 октября 2057 (том 1 л.д. 94-96).
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N ... также указана категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для промплощадки. Земельный участок входит в территориальную зону - производственная зона (том 2 л.д.262-265).
На земельном участке с кадастровым номером N ... с видом разрешенного использования: для размещения энергетического производственно-технологического комплекса Уфимская ТЭЦ - 3 расположен объект недвижимости с кадастровым номером:
- N ... (Бытовой корпус ТЭЦ-3 (литер А), расположенный по адресу: адрес
Земельный участок с кадастровым номером N ... принадлежит заявителю на основании договора аренды NМ245-13 от 09 октября 2013 года с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
По условиям договора аренды, на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N741 от 10 апреля 2013 года, арендодатель представил арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... , площадью 160 803 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенное в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, с разрешенным использованием: под производственную площадку (том 1 л.д. 103-105, 240).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1183 от 11 июня 2013 года внесены изменения в приказ от 10 апреля 2013 года N741 "О предоставлении земельных участков обществу с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" в аренду", а именно изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... с "под производственную площадку" на "для размещения энергетического производственно-технологического комплекса ... " (том 1 л.д.241).
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N ... также указана категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения энергетического производственно-технологического комплекса ТЭЦ-3. Земельный участок входит в территориальную зону - производственная зона (том 1 л.д.242).
Таким образом, из представленных документов следует, что местонахождение и фактическое использование земельных участков с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , является разрешенным видом для территориальной зоны - производственная зона.
Часть 1 и 2 статьи 43.3.1. Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан предусматривает, что назначение производственных зон предусматривает 1) зона П-1 - для промышленных и коммунальных предприятий широкого профиля, расположенных за пределами селитебной территории; 2) зона П-2 - для промышленных и коммунальных предприятий, расположенных в пределах селитебной территории, с площадью озеленения не менее 30%.
Видами разрешенного использования в производственных зонах являются здания:
1) промышленные предприятия и коммунально-складские организации I - II классов опасности;
2) промышленные предприятия и коммунально-складские организации III - V классов опасности;
3) объекты энергетики;
4) объекты складского назначения II - III классов опасности;
5) объекты складского назначения IV - V классов опасности.
При этом суд учитывает, что в силу части 1 статьи 43.2. Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан административные учреждения и торговые организации, объекты бытового обслуживания размещаются в общественно-деловых зонах ОД-1 - ОД-3.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).
Виды разрешенного использования земельных участков "для размещения энергетического производственного технологического комплекса" и "для размещения промплощадки" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, и не позволяет размещать на данном земельном участке офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (п. 1.2.10).
Следовательно, виды разрешенного использования земельных участков "для размещения энергетического производственного технологического комплекса" и "для размещения промплощадки" соответствует п. 1.2.10 названных Методических указаний.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков, на котором расположены принадлежащие ООО "Башкирская генерирующая компания" на праве собственности нежилые здания, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такие здания согласно положениям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, включение в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, указанного в пунктах 50, 51, 57, 74, 133, 186, 187, 190, 192, 216, 217, 218, 222, 223,224, 1188, 1318, 1354, 1355, 1356, 1357, 1358, 1359, 1364 как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, не может быть признано законным.
Кроме того, из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что земельные участки, на которых расположены принадлежащие ООО "Башкирская генерирующая компания" на праве собственности здания, предоставлялось заявителю для этих целей.
С целью определения фактического использования здания специалист-эксперт отдела контроля и управления государственным имуществом Минземимущества Республики Башкортостан обследовал спорные объекты недвижимости, принадлежащих ООО "Башкирская генерирующая компания". В акте оперативного обследования объектов недвижимости на предмет их фактического использования от 5 мая 2015 года указано следующее:
Объект недвижимого имущества - бытовой корпус лит. А, кадастровый номер N ... , общей площадью 1292,2 кв.м, расположенный по адресу: адрес, является административно-бытовым зданием, используемым по назначению. Фактическое использование под административную деятельность составляет менее 20% процентов общей площади здания, остальная площадь используется под раздевалки, душевые, бытовки.
Объект недвижимого имущества - здание столовой на 212 мест лит. 2В и переходный мост СБК в столовую лит. 2В2, кадастровый номер N ... , общей площадью 1371 кв.м, расположенный по адресу: адрес является зданием столовой, фактически используемой для организации питания работников предприятия.
Объект недвижимого имущества - служебный корпус лит. И, мост переходной лит. ИЗ, бытовой корпус лит. И1, холодный пристрой лит. и, кадастровый номер N ... , общей площадью 4445,9 кв.м, расположенный по адресу: адрес используется для бытовых нужд предприятия и размещения административного персонала. Фактическое использование объекта под административную деятельность составляет менее 20 % общей площади.
Объект недвижимого имущества - корпус служебно-бытовой со столовой лит. А,А1, кадастровый номер N ... , общей площадью 3244,9 кв.м, расположенный по адресу: РБ, адрес, представляет собой отдельно стоящее административное здание. Часть первого и второго этажей переданы в аренду для размещения объекта общественного питания- столовой работников адрес Остальная площадь здания используется для размещения административного персонала адрес. Таким образом, площадь фактического использования указанного здания под административную деятельность составляет более 40 % от общей площади здания.
В ходе обследования выявлено, что объекты недвижимости с
кадастровыми номерами: N ... , N ... , N ... , N ...
N ... являются производственными и складскими зданиями и фактически используются по назначению.
На основании изложенного специалист-эксперт отдела контроля и управления государственным имуществом Минземимущества Республики Башкортостан рекомендовал исключить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: N ... , из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
После чего 26 мая 2015 года Минземимущество Республики Башкортостан сообщило заявителю, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества по адресу: адрес будут исключены в рабочем порядке из перечня объектов недвижимого имущества на 2015 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Поскольку из представленной технической документацией и проведенной выездной проверкой фактического использования зданий, указанные объекты недвижимого имущества не предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и представляют собой здания производственно-складского назначения.
Однако из технического паспорта, свидетельств о регистрации права собственности серии N ... от 15 октября 2008 года и серии N ... от 5 марта 2007 года объекта недвижимости с кадастровым номером N ... усматривается, что здание столовой литер 2В и переходного моста литер 2В2 из служебно-бытового корпуса в столовую входит в состав единого объекта "Энергетический производственно-технологический комплекс ... ". Доказательств использования указанного здания для оказания бытовых услуг населению в акте осмотра специалиста-эксперта Минземимущества Республики Башкортостан не представлено.
Как пояснил представитель заявителя здание столовой литер 2В и переходный мост литер 2В2 используется только для организации питания работников "Энергетический производственно-технологический комплекс ... ". В акте оперативного обследования объектов недвижимости на предмет их фактического использования от 5 мая 2015 года также указано, что объект недвижимости с кадастровым номером N ... фактически используется для организации питания работников предприятия.
Объект недвижимости с кадастровым номером N ... согласно технического паспорт состоит из корпуса служебно-бытовой со столовой литер А и переходной мост литер А1. Данное здание входит в состав единого объекта "Энергетический производственно-технологический комплекс ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N ... от 5 марта 2007 года, техническим паспортом объекта.
Доказательств использования столовой в данном здании для оказания бытовых услуг населению в акте осмотра специалиста-эксперта Минземимущества Республики Башкортостан не представлено.
В акте оперативного обследования объектов недвижимости на предмет их фактического использования от 5 мая 2015 года указано, что столовая предназначена для работников ...
Использование части помещений корпуса служебно-бытовой со столовой для размещения административного персонала ... не означает, что в спорном объекте расположено офисное здания делового, административного и коммерческого назначения. Поскольку данный административный объект составляют инфраструктуру промышленного предприятия и входят в состав единого производственного комплекса, включающего в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорные объекты недвижимого имущества с учетом их функционального назначения не предполагают отнесение земельных участков с кадастровыми номерами N ... к 5 и 7 видам разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код 1.2.7).
Кроме того, по смыслу ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
По сообщению филиала федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан приняты решения об исправлении технической ошибки с целью исключения из государственного кадастра недвижимости дублирующих сведений об объектах недвижимости с кадастровыми номерами.
Так объект недвижимости с наименованием "здание главного корпуса" литер А1 (пункт 217 Перечня) ошибочно внесен в государственный кадастр недвижимости 1 июля 2011 года как здание с кадастровым номером N ... , инвентарный номер N ... По данным технического паспорта данный объект является помещением и входит в состав объекта капитального строительства под кадастровым номером N ... В связи с чем 17 апреля 2015 года принято решение N N ... об изменении статуса объекта недвижимости с кадастровым номером N ... с "ранее учтенного" на "архивный".
Решением от 29 апреля 2015 года N N ... установлено, что сведения об объекте капитального строительства литер А, главный корпус (пункт 218 Перечня) по адресу: адрес, внесены в Реестр объектов недвижимости два раза с присвоением кадастровых номеров N ... , N ... , поэтому статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Аналогичные обстоятельства установлены по зданию литер В, инвентарный номер 101443 (пункт 222 Перечня) по адресу: адрес которому дважды присвоен кадастровый номер N ... и N ... Решением от 30 апреля 2015 года N N ... статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Объекту капитального строительства "здание химводоочистки" (пункт 223 Перечня) присвоен кадастровый номер N ... , однако данный объект внесен в государственный кадастр недвижимости в составе объекта капитального строительства под кадастровым номером N ... Решением от 16 апреля 2015 года N N ... статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Решением от 29 апреля 2015 года N N ... установлено, что сведения об объекте капитального строительства литер ДД1Д2, здание химического цеха (пункт 50 Перечня) по адресу: адрес, внесены в Реестр объектов недвижимости два раза с присвоением кадастровых номеров N ... , N ... , поэтому статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Зданию материального склада эксплуатации литер Т, инвентарный номер 1014433 (пункт 57 Перечня) по адресу: адрес дважды присвоен кадастровый номер N ... и N ... Решением от 19 мая 2015 года N N ... статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Решением от 19 мая 2015 года N N ... установлено, что сведения об объекте капитального строительства литер 2В2В2, здание столовой на 212 мест (пункт 187 Перечня) по адресу: адрес внесены в Реестр объектов недвижимости два раза с присвоением кадастровых номеров N ... и N ... , поэтому статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Зданию служебного корпуса литер И, И3, И1, и, инвентарный номер 101443 (пункт 192 Перечня) по адресу: адрес, дважды присвоен кадастровый номер N ... и N ... Решением от 19 мая 2015 года N N ... статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Решением от 19 мая 2015 года N N ... установлено, что сведения об объекте капитального строительства литер Б, здание главного распредустройства (пункт 216 Перечня) по адресу: адрес внесены в Реестр объектов недвижимости два раза с присвоением кадастровых номеров N ... и N ... , поэтому статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Аналогичные обстоятельства установлены по зданию энергетического производственно-технологического комплекса ... литер А, А1, Б, Б2, В, Д, Д1, 1Д, 1Д1,Е, Ж, 2В, 2В2, И, И3, И1, К, Т, У, Ф, Х, Ч, Ш, Я, 1А,1Б, 1В, 1Е, 1Ж, 3В, 3В1, 1И, 1С, 3А, ХХХI, XXXIV, XXXIII, XXXV, XXII, XXV, XXIII, I, II, III, XXIV, XXVIII, инвентарный номер 1443 (пункт 1188 Перечня) по адресу: адрес адрес, которому ошибочно присвоен кадастровый номер N ... В связи с тем, что у объекта недвижимости - здания с кадастровым номером N ... сведения не соответствуют данным в техническом паспорте (объекты А, А1, Б, Б2, В, Д, адрес, 1Д, 1Д1,Е, Ж, 2В, 2В2, И, И3, И1, К, Т, У, Ф, Х, Ч, Ш, Я, 1А,1Б, 1В, 1Е, 1Ж, 3В, 3В1, 1И, 1С, 3А, ХХХI, XXXIV, XXXIII, XXXV, XXII, XXV, XXIII, I, II, III, XXIV, XXVIII являются отдельно стоящими и стоят на государственном кадастровом учете с кадастровыми номерами N ... Решением от 24 апреля 2015 года N ... статус объекта недвижимости с кадастровым номером N ... изменен с "ранее учтенного" на "архивный".
Повторное включение в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества (пункты 50, 57, 187, 192, 216, 217, 222, 223, 1188) ведет к двойному налогообложению имущества организации, что противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты 50, 51, 57, 74, 133, 186, 187, 190, 192, 216, 217, 218, 222, 223,224, 1188, 1318, 1354, 1355, 1356, 1357, 1358, 1359, 1364 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года N 387), поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах полномочий, до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права организации, именно это обстоятельство послужило поводом для заявителя для обращения в суд с настоящим заявлением, суд, руководствуясь частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года N 387), недействительными с момента вступления решения суда в законную силу. Требование заявителя о признании нормативного акта недействующим с даты его издания не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения пункты 50, 51, 57, 74, 133, 186, 187, 190, 192, 216, 217, 218, 222, 223,224, 1188, 1318, 1354, 1355, 1356, 1357, 1358, 1359, 1364
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14 апреля 2015 года N 387).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.