Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Юлдашева Р.Х.,
и членов президиума: Латыповой З.У., Канбекова И.З., Леонтьева С.А.,
Прониной Л.Г.,
при секретаре: Хасановой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 действующего также в интересах несовершеннолетних детей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, к администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ерофеевой А.П. от 27 апреля 2015 года по кассационной жалобе представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО13, поступившей 19 марта 2015 года, на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ерофеевой А.П., президиум
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах ФИО1 ФИО2, ФИО3, действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО4 ФИО5 ФИО6 ФИО7 действующего также в интересах несовершеннолетних детей ФИО8, ФИО9, ФИО10 ФИО11 ФИО12 обратился в суд с иском к администрации городского округа (далее - ГО) г. Уфа об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, указав, что при проведении прокуратурой г. Уфы проверки по обращению ФИО1 о бездействии администрации города по расселению жильцов дома, признанного непригодным для проживания, установлено следующее. Истцы проживают по адресу: адрес Постановлением главы администрации Ленинского района г. Уфы от дата N ... муниципальный жилой дом N ... по адрес (литеры А и Б), ... года постройки, признан непригодным для проживания и включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства РБ N 156 от 15 апреля 2013 года. Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Уфы N ... от дата года ФИО1 с составом семьи из ... человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрацией ГО г. Уфа решение о дальнейшем использовании жилого дома, непригодного для проживания, сроках расселения жильцов дома до настоящего времени не принято.
Прокурор просил обязать администрацию ГО г. Уфа предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8 ФИО9 ФИО10, ФИО11 ФИО12 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2014 года, исковое заявление прокурора г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО1, ФИО2 ФИО3 действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО4 ФИО5 ФИО6 ФИО7 действующего также в интересах несовершеннолетних детей ФИО8 ФИО9 ФИО10 ФИО11 ФИО12 к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма удовлетворено частично. На администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить ФИО1 ФИО2 ФИО7 ФИО8 ФИО9 ФИО10 ФИО11. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, но не менее ... кв.м. общей площади. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе представитель администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан ФИО13 просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2014 года, указывая на их незаконность и необоснованность.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан ФИО13 гражданское дело было истребовано в Верховный Суд Республики Башкортостан, и определением судьи Ерофеевой А.П. от 27 апреля 2015 года указанная кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
На основании статьи 385 ГПК РФ президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан ФИО14, поддержавшую доводы кассационной жалобы, ФИО1, ФИО2 ФИО11 возражавших против удовлетворения жалобы, заслушав прокурора, полагавшего необходимым апелляционное определение отменить, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2014 года подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При вынесении оспариваемого судебного постановления такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что истцы ФИО1 ФИО2 ФИО7 ФИО8 ФИО9 ФИО10 ФИО11 зарегистрированы в квартире ... дома N ... по адрес, общей площадью ... кв. м, что подтверждается справкой о регистрации N ... от дата года, копией лицевого счета от дата года.
Согласно выписке из единого списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Ленинского района г. Уфа по состоянию на дата года и распоряжения главы администрации Ленинского района ГО г. Уфа N ... от дата года ФИО1 ФИО2 ФИО8 ФИО7 ФИО10 ФИО9 ФИО11 состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Уфы N ... от дата года утвержден акт межведомственной комиссии от дата года об отнесении дома N ... по адрес к категории непригодных для проживания. Основанием являются ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящие к снижению допустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно письму администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от дата года N ... жилой дом N ... по адрес включен в адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан N 156 от 15 апреля 2013 года, в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2013 года N 284.
Решением Совета ГО г. Уфа N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Обязывая администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО1 ФИО2 ФИО7 ФИО8 ФИО9 ФИО10 ФИО11 состоящим на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, но не менее ... кв. м общей площади, суд первой инстанции исходил из невозможности проживания истцов в занимаемом ими жилом помещении, поскольку дом, в котором оно находится, был признан непригодным и подлежащим сносу ввиду его аварийности.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции по апелляционной жалобе представителя администрации ГО г. Уфа, согласилась с выводом суда, признав доводы жалобы несостоятельными.
Президиум находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан принято с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 57 ЖК РФ, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных положений статьи 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Суд первой инстанции возложил на администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан обязанность предоставить ФИО1 ФИО2 ФИО7 ФИО8 ФИО9 ФИО10 ФИО11. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, но не менее ... кв. м общей, то есть жилое помещение по нормам предоставления.
Между тем, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как указывалось выше, обязанность предоставить истцам жилое помещение возложена на ответчика в связи с невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах суду надлежало выяснить, предусматривает ли адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, иные условия предоставления жилых помещений для граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, в частности с учетом нормы предоставления как лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, поскольку затрагивают конституционные основы осуществления правосудия (статья 123 Конституции Российской Федерации) и право на справедливое судебное разбирательство, гарантированное статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное постановление в силу статьи 390 ГПК РФ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение, поскольку вопрос о равноценности жилого помещения, предоставляемого истцам в рамках реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, применительно к положениям статьи 89 ЖК РФ, судом апелляционной инстанции не был рассмотрен.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 388, 390 ГПК РФ, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2014 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.