Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мариной И.Л.
судей Гавриловой Н.В. и Стешовиковой И.Г.
с участием прокурора Рыбаловой О.А.
при секретаре Медведеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2015 года гражданское дело N 2-3363/14 по апелляционной жалобе К. А.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года по иску К. А.В. к Главному Управлению МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о восстановлении на службе в органах внутренних дел, о признании приказа об увольнении со службы незаконным.
Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения представителя истца - " ... " О.С. и представителя ответчика - " ... " И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28.07.2014 отказано в удовлетворении исковых требований К. А.В. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о восстановлении на службе в органах внутренних дел и признании приказа N ... л/с от "дата" об увольнении со службы незаконным; производство по делу в части исковых требований К. А.В. ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула прекращено в связи с отказом истца от иска.
В апелляционной жалобе К. А.В. просит отменить решение районного суда и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие истца К. А.В., надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания и просившего рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что "дата" между ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и К. А.В. был заключен Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ.
Приказом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N ... К. А.В. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 22 части 2 статьи 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с утратой доверия.
Основанием для увольнения послужили результаты служебной проверки, в ходе которой было установлено, что К. А.В. были предоставлены заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за "дата", в отношении себя, жены и несовершеннолетней дочери, " ... " года рождения, а также не принимались меры по недопущению возможности конфликта интересов.
Обратившись в суд с исковыми требованиями, истец ссылается на то, что была нарушена процедура его увольнения.
Как усматривается из материалов дела, служебная проверка в отношении истца была начата "дата" по факту поступившего в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области из ГСУ СК России по Санкт-Петербургу обращения гражданина " ... " А.А., направленного по электронной почте.
В обращения гражданина " ... " А.А. указывалось о возможных злоупотреблениях и противоправных действиях сотрудника органов внутренних дел К. А.В. при выполнении им служебных обязанностей и фактах его незаконного обогащения, что требовало проверки.
"дата" согласно резолюции начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было назначено проведение проверки по указанным фактам, а также проведения проверки достоверности предоставленных сведений по справкам о доходах за "дата"
"дата" К. А.В. в рамках служебной проверки дал свои объяснения по фактам, изложенным в письме " ... " А.А.
"дата" в соответствии с п.п. "а" п. 22 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, в течение 2-х рабочих дней со дня получения соответствующего решения К. А.В. было вручено уведомление о начале проводимой в отношении него проверки достоверности и полноты сведений о доходах и разъяснено содержание п.п. "б" п. 22 Положения о проверке достоверности и полноты сведений ... Данная проверка в силу п. 12 данного Положения была осуществлена в срок, не превышающий 60-ти дней со дня принятия решения о ее проведении.
"дата" К. А.В. дал свои объяснения в рамках проводимой проверки, указав о том, что его жена не сообщила ему сведений о своих банковских счетах и фирмах, участником которых она является, поэтому он не смог внести эти сведения в справку о ее доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
"дата" было утверждено Заключение по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно которому К. А.В. подлежал увольнению со службы в органах внутренних дел в соответствии с п. 22 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за утрату доверия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт представления К. А.В. недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем, соблюдение процедуры наложения дисциплинарного взыскания не требуется.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, перечисленными в части 1 статьи 3 названного Федерального закона.
Согласно статье 47 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Часть 2 статьи 49 указанного Федерального закона содержит исчерпывающий перечень случаев нарушений служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел, являющихся грубыми. Согласно пункту 13 части 2 указанной статьи грубым нарушением служебной дисциплины является непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу пункта 10 части 1 статьи 27 Федерального закона "О полиции".
Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона "О полиции" на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.
Статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" также предусмотрена обязанность перечисленных в части 1 этой статьи лиц представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. К лицам, обязанным представлять такие сведения, относятся, в том числе, лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений части 9 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О полиции" за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции", налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные Федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
Основания увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел предусмотрены статьей 82 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ.
В соответствии с пунктом 22 части 2 данной статьи сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с утратой доверия.
На основании пунктов 1 и 3 части 4 статьи 82 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действующей на момент прекращения трудовых правоотношений) сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, и в случае непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
При этом учитывая, что непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 2 статьи 49 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ отнесено к грубым нарушениям служебной дисциплины, в силу части 9 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" является правонарушением, влекущим наложение дисциплинарного взыскания, при увольнении за данное нарушение по любому из указанных выше оснований необходимо соблюдение порядка наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренного Федеральным законом о службе в органах внутренних дел РФ.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 51 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
Суд установил, что декларация за "дата" представлена К. А.В. "дата", декларация за "дата".
Применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в представлении недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, возможно было в течение шестимесячного срока, исчисляемого со дня представления справки с недостоверными сведениями.
В ходе служебной проверки также было установлено, что супруга К. А.В. - К. Е.А. является генеральным директором и участником нескольких обществ с ограниченной ответственностью, деятельность которых так или иначе связаны с торговой деятельностью и предоставлением услуг, а К. А.В. занимал должность заместителя начальника 2 отдела Центра организации применения административного законодательства ГУ МВД России - начальника отделения, по своим функциональным обязанностям осуществлял контроль в сфере торговли за деятельностью подразделений по исполнению административного законодательства территориальных органов МВД России на районном уровне
Согласно статье 71 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ конфликт интересов в органах внутренних дел - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника органов внутренних дел влияет или может повлиять на объективное выполнение им своих служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью сотрудника органов внутренних дел, которая влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей, понимается возможность получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера, для себя или третьих лиц. Сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
К. А.В. в своих объяснениях пояснил, что доходы его супруги от предпринимательской деятельности позволяют приобретать автомобили, квартиру с доплатой и дорогостоящий телефон "VERTU", подаренный истцу женой. К. А.В. также пояснил, что супруга не предоставляла ему информацию о своих доходах и участии в обществах с ограниченной ответственностью, в связи с чем, он не имел возможности указать данную информацию в справках о доходах.
Таким образом, имеются основания полагать, что созданы условия для возникновения конфликта интересов, а К. А.В. мер по предотвращению конфликта интересов не предпринял.
При указанных обстоятельствах имелись основания для увольнения К. А.В. в связи с утратой доверия вследствие непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Срок привлечения К. А.В. к дисциплинарной ответственности (в течение месяца со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки) соблюден, так как в период с "дата" до момента увольнения К. А.В. находился на амбулаторном лечении и в отпуске.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.