Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М., Бутковой Н.А.
с участием прокурора
Тимуш А.В.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4363/2014 по апелляционной жалобе Стерника Ю.М.-Л. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2014 года по заявлению Стерника Ю.М.-Л. об оспаривании бездействия Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя Стерника Ю.М.-Л., представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Гостищевой Т.А. (по доверенности), заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стерник Ю.М.-Л., указывая на то обстоятельство, что является членом ТИК N ... с правом решающего голоса, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия Санкт-Петербургской избирательной комиссии, выразившегося, по утверждению заявителя, в непринятии мер к опубликованию решений о назначении председателей участковых избирательных комиссий, а также в несовершении председателем Санкт-Петербургской избирательной комиссии действий, направленных на обеспечение исполнения гарантий избирательных прав граждан, предусмотренных пунктом 5 статьи 3 и пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
По мнению заявителя, в результате отсутствия у него сведений о решениях о назначении председателей участковых избирательных комиссий, нарушены его права, предусмотренные частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также Федеральным законом от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2014 года в удовлетворении заявления Стернику Ю.М.-Л. отказано.
В апелляционной жалобе Стерник Ю.М.-Л. выражает несогласие с постановленным по делу решением, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора, полагавшего вынесенное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Решения о назначении председателей участковых избирательных комиссий приняты "дата" Территориальной избирательной комиссией N ... (Протокол заседания N ... - л.д. " ... ").
В соответствии с положениями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" Санкт-Петербургская избирательная комиссия является государственным органом Санкт-Петербурга, действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банке, самостоятельный баланс, гербовую печать, штамп и бланки со своим наименованием и реквизитами.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности (статья 1 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
Согласно статьи 4 Федерального закона от 09.02.09 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (подпункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
За предоставлением информации о вынесении решения о назначении председателей участковых избирательных комиссий Стерник Ю. М.-Л. в ТИК N ... или в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию не обращался, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что права заявителя на получение информации, гарантированные пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, были нарушены либо ограничены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым, избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.
Статьёй 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривается, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей.
Глава 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
При этом, нормы указанной главы предусматривают императивное определение информационного обеспечения выборов, которое бы способствовало осознанному волеизъявлению граждан, однако, норм, определяющих размещение избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на своей официальном сайте в сети Интернет решений территориальных избирательных комиссий о назначении председателей участковых избирательных комиссий не содержит.
Приведённые выше нормы права, как правильно указал суд первой инстанции в постановленном по делу решении, не возлагают на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обязанности доведения до сведения избирателей или членов территориальных избирательных комиссий сведений о принятых территориальными избирательными комиссиями решениях, посредством размещения такой информации в специальных информационных источниках.
Следовательно, суждения заявителя о возложении на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обязанности информирования избирателей о правовом статусе избираемого должностного лица, его полномочиях и порядке реализации этих полномочий, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании положений закона.
Довод заявителя о нарушении председателем Санкт-Петербургской избирательной комиссии права заявителя на коллегиальное рассмотрение жалобы в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на решение ТИК N ... от "дата", в части касающейся назначения председателей участковых избирательных комиссий, обоснованно отвергнут судом первой инстанции со ссылкой на пропуск заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного частью 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации.
Жалоба заявителя на решение ТИК N ... от "дата" о назначении председателей участковых избирательных комиссий N N ... подана в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию "дата" (л.д. " ... ").
Ответ заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" на указанную жалобу (л.д. " ... ") заявителем получен, согласно его собственным объяснениям, в "дата".
Таким образом, обратиться в суд с заявлением о несоответствии принятого Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения по жалобе требованиям пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с учётом правил исчисления процессуальных сроков (ст. 108 ГПК РФ), заявитель имел возможность не позднее "дата". В суд с заявлением Стерник Ю. М.-Л. обратился "дата", то есть по истечению значительного периода времени установленного законом.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 сентября 2014 года по делу N 2-4363/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Стерника Ю.М.-Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.