Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Гулящих А.В.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
с участием прокурора Борзенковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 13 мая 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики на решение Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2015 года, которым
исковые требования прокурора "данные изъяты" района УР о предоставлении ШЛИ путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворены.
На Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и Управление социальной защиты населения в "данные изъяты" районе возложена обязанность восстановить нарушенное право ШЛИ на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги и предоставить ШЛИ, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ., проживающей по адресу: "адрес", путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики ВВВ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора БТА, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах ШЛИ к Управлению социальной защиты населения в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики (далее - УСЗН в "данные изъяты" районе УР) и Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее Минсоцполитики УР) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год. В обоснование указал, что ШЛИ является инвалидом 2 группы и имеет право на предоставление санаторно-курортной путевки в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи". В 2011г. ею было подано в УСЗН в "данные изъяты" районе УР соответствующее заявление с приложением всех необходимых документов, она поставлена на учет на получение данной путевки. Однако по настоящее время право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2012г. ШЛИ не реализовано, данная путевка ей не представлена.
В судебном заседании прокурор МСА данные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в "данные изъяты" районе УР ЧЛМ иск полагала обоснованным. Пояснила, что при наличии права на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2012г. данная путевка ей не предоставлялась. С 2015г. ШЛИ отказалась от получения набора социальных услуг.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ШЛИ. представителя УСЗН в "данные изъяты" районе УР, представителя Минсоцполитики УР, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минсоцполитики УР просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в иске. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что истец не доказал наличие на момент судебного разбирательства медицинских показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для такого лечения. Указывает на неисполнимость судебного решения ввиду отсутствия в нем выводов о том, в каком порядке следует приобрести путевку ШЛИ на санаторно-курортное лечение. Полагает невозможным удовлетворение требований истца, поскольку выделенные на 2014г. на указанные цели из федерального бюджета средства израсходованы в полном объеме
В возражения на апелляционную жалобу прокурор приводит доводы о законности судебного решения.
Изучив материалы дела, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справке серии МСЭ-2009 N от ДД.ММ.ГГГГ. ШЛИ с ДД.ММ.ГГГГ. повторно установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ. ШЛИ обратился в УСЗН в "данные изъяты" районе УР с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания - сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, приложив медицинскую справку установленной формы N от ДД.ММ.ГГГГ. N, подтверждающую нуждаемость в лечении, а также наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
Решением Управления социальной защиты населения в "данные изъяты" районеУР N от ДД.ММ.ГГГГ. ШЛИ была поставлена на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, о чем ей направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписка из акта освидетельствования гражданина серия МСЭ 2013 N ШЛИ после освидетельствования с ДД.ММ.ГГГГ. установлена 2-я группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальная программа реабилитации инвалида к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждает, что в перечень мероприятий медицинской реабилитации включено, в том числе, санаторно-курортное лечение.
В связи с подачей ШЛИ заявления от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе от получения набора социальных услуг решением УСЗН в "данные изъяты" районе УР ШЛИ снята с учета на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
Право на получение путевки за 2012г. ШЛИ реализовано не было.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь ст. 7 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года N 328, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - "Федеральный закон N 178-ФЗ") предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к числу которых относятся и инвалиды (пункт 8 ст. 6.1 Закона).
Согласно ст. 6.2 названного Федерального закона путевки на санаторно-курортное лечение включены в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг при наличии медицинских показаний.
В силу ч.2 ст.6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее по тексту - Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Удмуртской Республики в форме субвенций.
Распоряжением Правительства РФ от 05 декабря 2011 года N 2174-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о передаче Правительству Удмуртской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 года N 81 "Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики" с 01 января 2012 года Минсоцзащиты Удмуртской Республики и его территориальным органам переданы полномочия по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики; а также утвержден порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение.
Соответствующим уполномоченным органом в Удмуртской Республике, как правильно указал суд первой инстанции, является Минсоцзащиты Удмуртской Республики (в настоящее время - Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики) и его территориальные органы.
Принимая во внимание, что ШЛИ своевременно обратилась в УСЗН в "данные изъяты" районе УР с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года (2012), установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Довод жалобы о том, что на момент рассмотрения дела в суде срок действия справки по форме N истек, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и освобождения ответчика от предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, учитывая, что право на получение санаторно-курортной путевки за 2012 год истцом в установленном законом порядке и в установленный срок не было реализовано.
Возражения ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие у истца медицинских показаний для предоставления путевки и отсутствие противопоказаний к такому лечению на момент разрешения спора, судебной коллегией отклоняются как необоснованные. Нуждаемость истца в санаторно-курортном лечении на данный период и отсутствие к тому противопоказаний подтверждается, в том числе, индивидуальной программой реабилитации инвалида к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ. которой в перечне мероприятий медицинской реабилитации включено и санаторно-курортное лечение, а также оформленной истцом санаторно-курортной картой от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15).
Учитывая наличие у истца в 2012г. право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, которое не было реализовано, что не оспаривается ответчиком, требования истца о предоставлении данной путевки подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы ответчика о неисполнимости принятого судом решения противоречат содержанию судебного постановления, препятствий для исполнения которого в рамках установленной законом процедуры обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение не имеется.
Ссылки ответчика на то, что ранее судом разрешался спор по аналогичному иску прокурора о предоставлении ШЛИ путевки на санаторно-курортное лечение, производство по которому определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. было прекращено в связи с отказом прокурора от иска, не могут быть приняты коллегией во внимание в силу следующего. Из представленных материалов следует, что ранее судом разрешался спор по иску прокурора в интересах ШЛИ о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за другой период, а именно, за 2013 год. В настоящем деле предмет спора отличен от ранее рассмотренного иска, т.к. заявлены требования о предоставлении ШЛИ путевки за 2012 год. Поэтому предусмотренных ст.220 ГПК РФ оснований для прекращения производства по данному делу не имеется.
Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на правильном установлении значимых для дела обстоятельств и подтверждены исследованными доказательствами. Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балезинского районного суда Удмуртской республике от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Судья: Глухова И.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.