Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Смирновой Т.В.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 27 мая 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования " "данные изъяты" район" Удмуртской Республики на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 20 января 2014 года, которым
исковые требования ПСА к Администрации Муниципального образования " "данные изъяты" район" Удмуртской Республики о возложении обязанности принять постановление об утверждении схемы земельного участка, принять предоставлении земельного участка (кадастровый номер N) в аренду, заключить договор аренды земельного участка, взыскании судебных расходов удовлетворены частично.
Администрация муниципального образования " "данные изъяты" район" УР обязана принять решение о предоставлении ПСА в аренду земельного участка, кадастровый номер N.
Администрация муниципального образования " "данные изъяты" район" УР обязана заключить с ПСА договор аренды земельного участка, кадастровый номер N, в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении этого земельного участка.
Взысканы с Администрации муниципального образования " "данные изъяты" район" УР в пользу ПСА расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ПСА, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ПСА обратилась в суд с иском к Администрации МО " "данные изъяты" район" УР, Администрации МО " "данные изъяты"" УР о признании незаконными решений органов местного самоуправления, понуждении к принятию решений об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в аренду, заключении договора аренды земельного участка. В обоснование указала, что вступившим в законную силу решением суда от 16.10.2013г. на Администрацию МО " "данные изъяты" район" УР возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка и представить истцу утверждённую схему для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ она направила в МО " "данные изъяты" район" схему расположения земельного участка для утверждения и последующего предоставления для осуществления государственного кадастрового учёта. В письменном ответе N от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО " "данные изъяты" район"УР уведомила заявителя о невозможности согласования представленной схемы со ссылкой на обстоятельства, которые были признаны судебным решением несостоятельными. Также в письме сообщалось, что решением Совета депутатов МО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. N утверждён Генеральный план МО " "данные изъяты"", решением Совета депутатов МО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. N утверждены Правила землепользования и застройки МО " "данные изъяты"", в соответствии с которыми её участок находится в границах населённого пункта, отнесён к рекреационной зоне - зоне зелёных насаждений общего пользования, в связи с чем утверждение представленной схемы расположения земельного участка приведёт к нарушениям земельного законодательства. В последующем ей была направлена утверждённая схема расположения земельного участка в двух экземплярах и копия постановления Администрации МО " "данные изъяты" район" N от ДД.ММ.ГГГГ., в п.3 которого указано, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не является основанием для последующего предоставления образуемого земельного участка. Данные документы были переданы в МУП " "данные изъяты"" с целью постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт. Полагая, что ответчик нарушает ее право на получение испрашиваемого земельного участка в аренду в порядке ст.34 ЗК РФ, истица просила признать незаконными и отменить решения Совета депутатов МО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ. и N от ДД.ММ.ГГГГ., которыми утверждены Генеральный план МО " "данные изъяты"" и Правила землепользования и застройки МО " "данные изъяты"", обязать ответчика принять постановление об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории для постановки его на кадастровый учет, обязать ответчика принять решение о предоставлении истцу в аренду данного земельного участка в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта и заключить с ней договор аренды в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении участка.
Определением от 25.09.2014г. судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ ФКП "Росреестра" по УР.
Определением суда от 10.12.2014г. исковые требования ПСА к Администрации МО " "данные изъяты"" УР о признании незаконными и об отмене решений Совета депутатов МО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. N и от ДД.ММ.ГГГГ. N выделены в отдельное производство.
В судебном заседании истица ПСА исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО " "данные изъяты" район" КФВ исковые требования не признал. Пояснил, что согласно Генерального план МО " "данные изъяты"" и Правил землепользования и застройки МО " "данные изъяты"" испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта и отнесен к рекреационной зоне - зоне зеленых насаждений общего пользования. В градостроительном регламенте указанной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства". По сведениям государственного кадастра недвижимости у испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N не установлена категория земли и вид разрешенного использования, в отсутствие которых заключение договора аренды в отношении данного земельного участка невозможно.
Представители третьего лица Администрации МО " "данные изъяты"" УР БСА и ЛИВ исковые требования не признали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ФГБУ ФКП "Росреестра" по УР, извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО " "данные изъяты" район" УР просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Указывает на отсутствие у Администрации МО " "данные изъяты" район" УР сведений о том, что в соответствии с ранее состоявшимся решением суда земельный участок будет предоставлен истице для ведения личного подсобного хозяйства. К настоящему времени спорный земельный участок находится в зоне зелёных насаждений общего пользования. Приводит доводы о невозможности исполнения решения суда от 16.10.2013г. в связи с отсутствием в сведениях кадастрового учёта данных о категории земельного участка, виде разрешённого использования и его кадастровой стоимости. Указанные обстоятельства препятствуют передаче спорного земельного участка в аренду истцу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. ПСА,обратилась в Администрацию МО " "данные изъяты" район" УР с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N Администрация МО " "данные изъяты" район" УР уведомила заявителя о том, что в связи с получением положительных заключений (предварительных) от заинтересованных служб, формирование земельногоучастка возможно, заявителю необходимо провести кадастровые работы и предоставить на утверждение схему расположения земельного участка.
Сведения о предстоящем выделении испрашиваемого земельного участка были опубликованы в районной газете " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ.
ПСА обратилась в Администрацию МО " "данные изъяты"" с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом за N от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО" "данные изъяты" район" отказала в утверждении предоставленной заявителем схемырасположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Полагая отказ в утверждении схемы расположения земельного участка необоснованным, ПСА оспорила законность данных действий Администрации МО " "данные изъяты" район"УР в судебном порядке.
Решением Завьяловского районного суда УР от 16.10.2013г. иск ПСА к Администрации МО " "данные изъяты" район" о признании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, понуждении ответчика к утверждению данной схемы и предоставлении утвержденной схемы для осуществления кадастрового учёта земельного участка, понуждении к принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и заключения договора аренды удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Администрации МО " "данные изъяты" район" в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1800 кв.м., расположенного на территории "данные изъяты" района УР, и образуемого из земель, находящихся в государственной собственности в пределах кадастрового квартала N, на Администрацию МО " "данные изъяты" район" УР возложена обязанность утвердить данную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить ПСА утверждённую схему для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка. Определением апелляционной инстанции от 27.01.2014г. решение суда от 16.10.2013г. оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Во исполнение вышеуказанного судебного решения постановлением Администрации МО " "данные изъяты" район" УР N от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена схема расположения земельного участка площадью 1800 кв.м., расположенного на территории "данные изъяты" района Удмуртской Республики, и образуемого из земель, находящихся в государственной собственности в пределах кадастрового квартала N, на кадастровом плане территории N.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. N данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
ДД.ММ.ГГГГ. ПСА обратилась в МАУ " "данные изъяты"" с заявлением о принятии решения о предоставлении данного земельного участка в аренду сроком на 3 года и оформлении договора аренды, приложив к заявлению кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация МО " "данные изъяты" район" УР уведомила ПСА об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, т.к. по сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) у испрашиваемого земельного участка не установлена категория земель и вид разрешенного использования.
Обращаясь с иском о понуждении Администрации МО " "данные изъяты" район" УР принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и заключить договор аренды, истец ссылается на соблюдение установленной законом процедуры предоставления земельного участка и отсутствие основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке ст.34 ЗК РФ.
Разрешая данные требования, суд признал незаконным отказ органа местного самоуправления в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и соотносятся с исследованными доказательствами.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Обращение ПСА связано с предоставлением ей земельного участка для целей, не связанных со строительством. Данный порядок определен в ст.34 ЗК РФ, действовавшей в период спорных правоотношений.
В силу ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет"" включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3 ст.34 ЗК РФ).
Согласно ч.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п.4 ст.34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.5 ст.34 ЗК РФ).
Вступившим в законную силу решением суда от 16.10.2013г. был признан незаконным отказ Администрации МО " "данные изъяты" район" УР в согласовании представленной ПСА схемы испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, на Администрацию МО " "данные изъяты" район" в УР возложена обязанность согласовать данную схему и предоставить заявителю утвержденную схему для осуществления государственного кадастрового учета.
В силу п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вышеуказанным судебным решением, имеют преюдициальное значение и не подлежат оспариванию в рамках настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
В силу прямого указания п.5 ст.34 ЗК РФ при наличии утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и представленного заявителем кадастрового паспорта, у органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, возникла обязанность принять решение о передаче данного земельного участка в аренду лицу, которому утверждена схема расположения земельного участка и который обеспечил проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с п.6 ст.34 ЗК РФ принятие указанного решения о предоставлении земельного участка влечет обязанность уполномоченного органа в недельный срок заключить с заявителем договор аренды данного земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку решением Завьяловского районного суда УР от 16.10.2013г. было установлено, что обращаясь в МО " "данные изъяты" район" 22.06.2012г. с заявлением о предоставлении земельного участка, ПСА в качестве цели использования испрашиваемого участка указала "для ведения личного подсобного хозяйства". Таким образом, предоставленный истице во исполнение указанного судебного постановления земельный участок, в последующем учтённый в кадастре под номером N, не мог быть предоставлен ответчиком с каким-либо иным разрешённым использованием.
Возражения ответчика со ссылкой на наличие решения Совета депутатов МО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. N "Об утверждении генерального плана муниципальног образования - поселения " "данные изъяты"" и решения Совета депутатов МО" "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. N "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования - поселения " "данные изъяты"", что по мнению ответчика, с учетом зонирования территории препятствует предоставлению спорного земельного участка истице для ведения личного подсобного хозяйства, суд правомерно признал необоснованными, поскольку данные решения изданы после принятия судом решения (16.10.2013г.) об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и постановки данного земельного участка на кадастровый учет, что требовало завершения предусмотренной ст.34 ЗК РФ процедуры предоставления истцу данного земельного участка
Оспаривая выводы суда, ответчик также указывает на невозможность заключения с истцом договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка ввиду отсутствия в ГКН сведений о категории и виде разрешенного использования данного земельного участка.
Суд правомерно отклонил эти доводы ответчика как неосновательные, придя к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в предоставлении этого ПСА испрашиваемого земельного участка, в отношении которого согласована схема его расположения на кадастровом плане территории и осуществлен государственный кадастровый учет.
Согласно п.69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010г. N42 если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
В соответствии с п.70 данного Порядка сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Учитывая, что законодателем определен порядок внесения в ГКН сведений о категории образуемых земельных участков и виде их разрешенного использования, отсутствие в кадастре данных сведения не может служить основанием для отказа в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка, который поставлен на кадастровый учет и может выступать в качестве объекта земельных правоотношений.
С учетом изложенного коллегия полагает, что судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме установлены значимые для дела обстоятельства. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могут повлиять на правильность принятого судом решения, поскольку направлены на иное толкование закона.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 20 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования " "данные изъяты" район" Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Судья: Глухова И.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.