Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев жалобу в порядке ст. 30.12 КоАП РФ Юлдашова Д. С. на постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 28 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении уроженца Республики Узбекистан Юлдашова Д. С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 28 июля 2014 года Юлдашов Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительном контролируемом порядке.
Решением судьи Новосибирского областного суда от 04 августа 2014 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы Юлдашова Д.С., данное постановление оставлено без изменения, уточнено указание в резолютивной части постановления о сроке содержания Юлдашова Д.С. в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Новосибирской области до 180 дней.
Заявитель просит отменить вышеназванное постановление.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены обжалуемого постановления не нахожу.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац девятый пункта 1 статьи 2). Согласно же части первой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин либо лицо без гражданства незаконно находятся на территории Российской Федерации и несут ответственность, если они въехали на ее территорию с нарушением установленных правил, или не имеют документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утратили такие документы и не обратились с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции, или уклоняются от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в ней, или нарушили правила транзитного проезда через ее территорию.
Согласно ч.1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N115-ФЗ) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 данного Федерального закона. либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 данного Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно ч.2 ст. 2 Закона N115-ФЗ в целях данного Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя и понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Статья 24 этого же Закона устанавливает, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, с санкцией в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 26 июля 2014 года в ходе проведения операции "Нелегальный мигрант" на территории "адрес" был выявлен уроженец Республики Узбекистан Юлдашов Д.С., у которого отсутствовали документы, подтверждающие его право на пребывание и проживание на территории РФ, в связи с чем в отношении Юлдашова Д.С. составлен протокол "данные изъяты" об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (л.д. 7).
Из объяснений Юлдашова Д.С. (л.д. 4, 13) следует, что он с 1991 года находится на территории Российской Федерации, ранее имел паспорт СССР, выданный в Андижанской области Узбекистана; гражданства России не принимал; постоянного места жительства не имеет.
Приговором Новосибирского районного суда Новосибирской области от 24 декабря 2007 года Юлдашов Д.С. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 162, ч.1 ст. 158, ч.3 ст. 69 УК РФ, с назначением наказания в виде шести лет шести месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
17 августа 2010 года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N6443-р о нежелательности пребывания (проживания) Юлдашова Д.С. в Российской Федерации (л.д. 11).
14 августа 2013 года Юлдашов Д.С. освобождён из мест лишения свободы по отбытию наказания (л.д. 8).
14 августа 2013 года Первомайским районным судом г. Новосибирска вынесено решение о содержании Юлдашова Д.С. в СП ЦИАЗ УМВД России по г. Новосибирску до 14 декабря 2013 года либо до исполнения решения УФМС России по Новосибирской области от 13 августа 2013 года о его депортации. 21 ноября 2013 года из Генерального Консульства Республики Узбекистан получен ответ, что Юлдашов Д.С. не документировался паспортом гражданина Республики Узбекистан, в связи с отсутствием у него гражданства Республики Узбекистан в оформлении сертификата на возвращение ему отказано. Для дальнейшего решения вопроса 21 ноября 2013 года УФМС России по Новосибирской области постановило начать в отношении Юлдашова Д.С. процедуру реадмиссии. Решением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2013 года срок содержания Юлдашова Д.С. в ГКУ "Центр временного содержания граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы РФ" либо в спецприёмнике УМВД РФ по г. Новосибирску, продлён до исполнения решения УФМС России по Новосибирской области о его депортации, но не позднее 14 марта 2014 года (л.д. 20-21).
С 13 марта 2014 года Юлдашов Д.С. в указанных учреждениях не находился. В деле имеется уведомление от 17 апреля 2014 года о постановке его на регистрационный учёт в безвизовом порядке (л.д. 10), т.е. по состоянию на 26 июля 2014 года, в соответствии со ст. 5 Закона N115-ФЗ срок временного пребывания Юлдашова Д.С. в Российской Федерации истёк.
Таким образом, из материалов дела следует, что Юлдашов Д.С. в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", проживал в Российской Федерации без документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Выводы о наличии в действиях Юлдашова Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, находят полное подтверждение совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Наказание Юлдашову Д.С. назначено в пределах предусмотренной законом санкции, при назначении наказания, в том числе, дополнительного, в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, были учтены его личность, характер административного правонарушения, фактические обстоятельства дела, связанные с отсутствием у Юлдашова Д.С. жилья, близких родственников, проживающих в г. Новосибирске и Новосибирской области, постоянного заработка, возможности покинуть территорию Российской Федерации самостоятельно.
Оснований для отмены постановления судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 28 июля 2014 года не усматривается, жалоба Юлдашова Д.С. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.16, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 28 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Юлдашова Д. С., оставить без изменения, а жалобу Юлдашова Д. С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Новосибирского областного суда Т.А.Рытикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.