Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев жалобу в порядке ст. 30.12 КоАП РФ Леоновой Н. Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июля 2014 года N05-36А, решение судьи Новосибирского областного суда от 11 ноября 2014 года по жалобе на решение судьи Карасукского районного суда Новосибирской области от 11 сентября 2014 года, состоявшиеся по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении главы администрации "данные изъяты" Леоновой Н. Н.,
УСТАНОВИЛ:
решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС) от 09 января 2014 года, вступившим в законную силу 10 апреля 2014 года, администрация "данные изъяты" признана нарушившей ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в утверждении постановлением от 02 мая 2012 года N75 административного регламента (далее - Регламент) предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа, которым на хозяйствующие субъекты, желающие получить муниципальную услугу (подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа) были наложены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Вынесено предписание N89 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём отмены или изменения Регламента, приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства в срок до 31 января 2014 года.
04 июля 2014 года специалистом-экспертом отдела контроля органов власти УФАС в отношении должностного лица - главы администрации "данные изъяты" Леоновой Н.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя УФАС от 18 июля 2014 года N05-36А Леонова Н.Н., являющаяся главой администрации "данные изъяты", признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Решением судьи Карасукского районного суда Новосибирской области от 11 сентября 2014 года, принятым по результатам рассмотрения поданной в порядке ст. 30.1 КоАП РФ жалобы Леоновой Н.Н., данное постановление было отменено, производство по делу прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Решением судьи Новосибирского областного суда от 11 ноября 2014 года, принятым по итогам рассмотрения поданной в порядке ст. 30.9 КоАП РФ жалобы заместителя руководителя УФАС, решение судьи Карасукского районного суда Новосибирской области от 11 сентября 2014 года отменено, постановление заместителя руководителя УФАС от 18 июля 2014 года N05-36А оставлено без изменения.
Заявитель просит отменить названные постановление и решение, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, и прекратить производство по делу.
Леонова Н.Н., не оспаривая доказанности наличия в её действиях состава административного правонарушения, полагает, что судья Карасукского районного суда Новосибирской области правомерно при разрешении жалобы применил положения ст. 2.9 КоАП РФ, освободив её от административной ответственности, сделал верный вывод о том, что данное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Изучив доводы жалобы и проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 и 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Часть 1 ст. 46 того же Кодекса устанавливает, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, определяющих последовательность действий органов местного самоуправления по подготовке документации и проведению публичных слушаний, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Часть 1 ст. 37 Закона N135-ФЗ устанавливает, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ административным правонарушением признаются действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 данного Кодекса, с санкцией в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт ненадлежащего исполнения своих обязанностей Леоновой Н.Н., занимающей в соответствии с Распоряжением администрации "данные изъяты" от 16 марта 2010 года должность главы администрации "данные изъяты", повлекшим утверждение не соответствующего действующему законодательству Регламента, наличия в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, отвечающих требованиям об их достоверности, достаточности и допустимости: копией постановления от 02 мая 2012 года N75 главы "данные изъяты" сельсовета "данные изъяты" Леоновой Н.Н. (л.д. 17-29); решением заместителя руководителя УФАС от 09 января 2014 года (л.д. 8-14); протоколом об административном правонарушении N05-36А (л.д. 30-31), другими материалами дела и заявителем не оспаривается.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Однако возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
В соответствии со ст.1 Закона N135-ФЗ он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как правильно указано в решении судьи Новосибирского областного суда, неправомерные действия Леоновой Н.Н. как должностного лица посягают на охраняемые общественные отношения в сфере защиты конкуренции.
Признание совершённого административного правонарушения малозначительным в данном случае вселяет в правонарушителя уверенность в своей безнаказанности, противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях, которыми, как указано в ст. 1.2 КоАП РФ, являются в том числе, защита охрана прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка осуществления государственной власти, интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также их предупреждение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июля 2014 года N05-36А, решения судьи Новосибирского областного суда от 11 ноября 2014 года не усматривается, а жалоба Леоновой Н.Н. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июля 2014 года N05-36А, решение судьи Новосибирского областного суда от 11 ноября 2014 года по жалобе на решение судьи Карасукского районного суда Новосибирской области от 11 сентября 2014 года, состоявшиеся по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении главы администрации "данные изъяты" Леоновой Н. Н., оставить без изменения, а жалобу Леоновой Н. Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Новосибирского областного суда Т.А.Рытикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.